Учитель в современном мире
Учитель!
Носителем всего передового
Он был во все земные времена
И не растратил свойства такового –
В его познаньях та же глубина,
Всё тот же взор и тот же ум пытливый,
Всё та же неподкупная любовь.
И он такой же бедный, но счастливый!
И радость своим детям дарит вновь!
В каком бы веке ни родился он,
В хоромах иль в лачуге жалкой,
С каких ни поглядеть сторон
(Будь с троном рядом он иль с прялкой), -
Он добросовестно учил,
И незаметен был порою.
В ладу с самим собою жил,
Не выходя на спор с судьбою.
*
Что ж нынче? Каково ему
Живётся в этой круговерти?
Темп быстрый, изменился мир…
Уж вы на слово мне поверьте –
На тихое журчанье ручейка,
Жизнь педагога вовсе не похожа!
Скорее, это горная река,
А это вовсе не одно и то же:
Пороги, и крутой подъём, и спад –
Всё на своём пути преодолеет,
Пройдёт сквозь сотни, тысячи преград,
Методикой любою овладеет.
Он чутко реагирует на класс,
Он выслушает все недоуменья,
Разбудит мысли, чувства, …враз
Развеет все возникшие сомненья.
С такою силой знания даёт!
С таким задором, что порой завидно!
С детьми сливается, идя вперёд,
Он увлечён, и это сразу видно.
*
Так кто ты, знанья свет несущий человек?
Каким ты предстаёшь в глазах подростка?
Какую цель преследуешь в наш век?
И на каких сейчас стоишь подмостках?
*
Ты личность, обладающая властью,
Ты можешь наказать и милость проявить,
Со всею лишь тебе присущей страстью
Ты можешь ненавидеть и любить.
Авторитетный ты источник знаний
В определённой области своей.
В тебе всегда он ищет пониманья,
Оценку объективную идей.
Ты компетентен, и с любым вопросом
Он обратиться может напрямик.
И никогда ты не посмотришь косо,
Ведь прямо ты на всё смотреть привык!
Таким тебя он в жизни представляет,
Таким! Сумей, пожалуйста, понять!
И он своих оценок не меняет.
Готов будь их делами оправдать!
*
Да, в этом современном мире
Не всё лишь тишь да благодать:
В том классе место есть задире,
В этом – шутов не занимать!
Вот этот часто нарушает дисциплину,
Старается сорвать у вас урок,
Находит каждый раз свою причину…
А, может быть, он просто одинок?
И потому он груб, жесток и дерзок,
Что никому нет дела до него?
И мир вокруг так чёрен и так мерзок!
И на душе так скверно от того!
Клеймо на нём стоит чуть не с рожденья…
Как можно вот такого полюбить?
Но вы представьте на одно мгновенье,
Что ведь и он хорошим может быть!
Порой за этим внешним проявленьем
Сокровища несметные лежат:
Тончайший ум, чудесные уменья,
Талант редчайший, просто супер-клад!
Он обладает чутким, пылким сердцем,
И ты обязан в нём тот дар раскрыть,
Открыть ключом добра, тепла ту дверцу
И научить ребёнка мир любить!
…Как почва каменистая, сухая
Ни глаз не радует, ни обещает хлеб,
И даже сносного не будет урожая,
Как ни старался б человек!
Разведчик недр пришёл, геолог скромный,
Богатства вдруг несметные нашёл
И весь тот край, пустынный и огромный
Известность мировую приобрёл.
Так разыщи ту золотую жилку
В мальчишке этом, в юном сорванце!
Отправь «пятак» добра в свою копилку!
Явись творцом судьбы в учительском лице!
*
А уж коль оступился, ведь с кем не бывает?
Ты глазами его в этот мир посмотри.
И, поверь, что мгновенно вся ярость растает,
Как в той сказке на счёт «раз, два, три!»
Не суди ты ребёнка, узнай лишь в чём дело,
Не спеши ты клеймить за проступок его.
Разберись в том назревшем конфликте умело,
Уважай в нём личность прежде всего!
Научи его быть независимым, гордым,
Чтобы точку опоры имел на ЗЕМЛЕ,
Чтобы шёл он по жизни спокойно и твёрдо,
Чтобы свой кусок хлеба лежал на столе.
*
Информацию добыть компьютер сможет,
Книга даст нам пищу к размышленью,
Диск-самоучитель нам поможет
Одолеть какие-то сомненья…
Что сегодня может дать учитель
В этот век научных технологий?
Или он уже совсем не нужен
Правильный, доверчивый и строгий?
Научились мы нажатьем кнопки
Микроволны извлекать из печи,
В космосе мы проложили тропки,
Мегафон нам назначает встречи,
Сам себя клонирует учёный,
Изменить пытаясь своё «Я»,
(Только не завидуй чудо-клону –
Есть ли у него друзья, семья?)
Не постигнуть тайны мирозданья
Без улыбки светлой и живой,
Ведь ребёнку очень нужны знанья
От того, кто с сердцем, кто с душой!
Кто заложит нравственность в основу,
Кто простить сумеет и понять,
Кто всего одним лишь веским словом
Высоту любую может взять!
Кто взрастит любовь к лесам и рекам,
К доброй, милой матери своей!
Воспитать сумеет ЧЕЛОВЕКА,
Родины достойных сыновей!
*
Наш учитель в современном мире –
Это путеводная звезда,
Это глас, несущийся в эфире,
Сила, движущая знаний поезда…
Управлять процессом обученья,
Груз ответственности на себе нести,
Навык шлифовать, учить общенью,
И в глазах учеников всегда расти,
Методом проектов на уроке
В совершенстве должен овладеть,
Постигать все тайны, знать истоки,
Проводить эксперимент уметь.
…В походы ходить, у костра петь с отрядом,
Стихи сочинять, на гитаре играть,
Когда тяжело - он окажется рядом,
За правду сумеет всегда постоять.
Да мало ли может учитель наш скромный!
Он словно маяк готов детям светить
И даже, наверно, в роман многотомный
Побед всех учительских не поместить!
Ведь в каждом успехе, в научном открытье
Есть труд, что учитель вложил.
Как знать? Предначертано, может быть, свыше?
Быть может, для этого жил?
*
…А философия проста, как афоризм –
Живи, сгорая, и дари тепло!
Смотри на мир сквозь сотни детских призм…
И верь – тебе ужасно повезло!
*
И в современный двадцать первый век
Средь миллионов звёзд и ярких строк
Пусть гордо звучит слово «ЧЕЛОВЕК!»,
И вторит ему слово «ПЕДАГОГ!»
За стихотворение голосовали: Kinami: 5 ; RITA: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2010-01-15 16:12
дата:2010-01-15 16:39
дата:2010-01-15 17:33
дата:2010-01-15 17:36
дата:2010-01-15 18:13
дата:2010-01-15 18:42
дата:2010-01-16 00:41
дата:2010-01-16 01:27
Позволю себе несколько моментов отметить:
"В хоромах иль в лачуге жалкой" - не уверен в необходимости второго "в".
"На тихое журчанье ручейка, " - для чего тут знак препинания?
"Скорее, это горная река,
А это вовсе не одно и то же: " - "это, ...а это" - не особо удачно.
"Так кто ты, знанья свет несущий человек?" - "знаний" - благозвучнее. Размер всё равно не соблюдается.
"И, поверь, что мгновенно вся ярость растает" - для чего знак препинания после "и"? Где-то ранее после "а" стояла лишняя запятая.
"Сможет-поможет"...
"Он словно маяк готов детям светить" - пару запятых бы.
"Пусть гордо звучит слово «ЧЕЛОВЕК!»" - звУчит?
Немного о содержании:
"В тебе всегда он ищет пониманья, /Он - это кто? Ученик?/
Оценку объективную идей".
"Информацию добыть компьютер сможет" - и на Марсе будут яблони цвести, да?
"Ты личность, обладающая властью /Кстати, я бы всунул тире после местоимения/,
Ты можешь наказать и милость проявить,
Со всею лишь тебе присущей страстью
Ты можешь ненавидеть и любить.
Авторитетный ты источник знаний
В определённой области своей."
Итак, действительно "обладающая властью". Власть подразумевает ответственность. "Милость проявить" - это что, какая может быть милость? Поставить незаслуженную оценку?
"Авторитетный источник знаний" - в этом кроется основная проблема. Первое, чему учат учителя, - учитель всегда прав. Самое большое заблуждение учителей. Учитель должен учить сомневаться во всём.
Размер рифмующихся строк пляшет. Не впечатлило. Простите, конечно. Возможно, дело в моём своеобразном отношении к учителям. Особенно - русского языка и литературы.
дата:2010-01-16 14:43
дата:2010-01-18 11:16
дата:2010-02-06 18:33
дата:2010-04-04 15:48
Независимое Издательство "Первая Книга" предоставляет уникальную возможность для авторов поучаствовать в сборниках современных писателей!
Промокод (20% экономии): LHZFMC
На странице Издательства указаны все детали в подробностях: www.перваякнига.рф
С радостью ждем Вас в качестве Автора!
Заметив Ваши произведения, мы готовы сотрудничать с Вами и приглашаем Вас к участию в наших новых сборниках современных поэтов!
Ваша индивидуальная экономия 20% при указывании этого промокода: LUOKUR
Новый сайт: www.перваякнига.рф
Возможно, это именно Ваш шанс!
Независимое Издательство "Первая Книга" приглашает Вас принять участие в сборниках современных авторов!
Ваша индивидуальная экономия 20% при указывании этого промокода: LXQTHJ
Любую информацию Вы сможете найти на странице нашей компании: www.перваякнига.рф
Надеемся увидеть Вас одним из наших Авторов!
Ваши произведения могут быть частью сборника современных писателей! Открыт прием заявок на новые сборники стихотворений и прозы!
Промокод (20% экономии): LAZAUW
На странице Издательства указаны все детали в подробностях: www.перваякнига.рф
С нетерпением ждем Вашей заявки на участие!
Независимое Издательство "Первая Книга" с радостью сообщает, что Ваши произведения уже подходят нам для участия в новых сборниках современных авторов. На данный момент принимаются заявки на 2 новых собрания современных авторов со всего мира!
Для экономии 20% Промокод: LQRTOD
Официальный сайт нашего издательства: www.перваякнига.рф
Возможно, это именно Ваш шанс!
Издательство «Первая Книга» сообщает о начале приёма заявок на участие сразу в двух сборниках поэзии и прозы. Мы готовы публиковать Вас!
Официальный портал нашего издательства: пe p в a я k н и r a . p ф (можно найти в яндексе, например)
Ваш личный промокод для экономии 20%: STDL1727
При наличии такого промо - стоимость от 640 руб. (7 стр.)!
Любая Ваша заявка будет внимательно рассмотрена!