ОХ! ПОПАДАЕТ!
Ох! Попадает же мне за рифмы,
Все наказать бы строго их мне!
Думаешь-мыслишь, чёрт! Не находишь!
Да не растут рифмы, нет, в огороде!
Здравствуйте! Вот я! Банальные рифмы!
(Не применить по ошибке мне их бы)!
Банальные рифмы – избитые, примелькавшиеся рифмы: море – горе,
кровь – любовь, даль - печаль, слёзы – морозы – розы, волн – полн
и т. п. (Кто приведёт больше примеров? Рыжий Кысь! На помощь!)
Некоторые из этих рифм относятся к разряду богатых рифм
(роза – мороза), но вследствие частой повторяемости в стихах они
примелькались и утеряли тот минимум неожиданности и ту свежесть,
какие необходимы для богатой рифмы.
К богатой рифме относятся глагольные рифмы, рифменные пары
существительных с окончанием на «ение» и «ание», прилагательных на
«ой» и т. п. (Кто приведёт больше примеров? Санди Зырянова!
На помощь!)
Ломит затылок аппендиксом – змеем. Глаз окровавленных не оторвать
Мне от экрана. Нет! Не умею свежие рифмы, Боже, искать!
Кысь не поможет. Готов к новой битве. Врезать мне рифмой по существу,
Так и подумаешь – не поэтесса. Да для чего я стихи, бред, пишу?!
Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах
Звуков не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков,
предшествующих ударному слогу: демократ – стократ, канала –
доконала, матовая – выматывая;
Где горизонта борозда?
Все линии потеряны.
Скажи,
которая звезда
и где
глаза пантерины?
Не счёл бы
Лучший казначей
звезды
тропических ночей.
(В. Маяковский)
Человек сказал Днепру:
- Я стеной тебя запру.
(С. Маршак)
По станице тополи
Гнутся на ветру,
По станице топали
Кони поутру.
(А. Сурков)
Ой! То не утром, то не ночью, не в полночный час, не в творческий,
Разбежалися все рифмы – змеи. Я осталась с одиночеством.
Ой! То ни калинушка белыми платочками машет,
Это перезрелая дивчиночка над стихами пашет.
Внутренняя рифма – слова в середине стиха, рифмующиеся или
с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой.
В. р. отмечены в стихах античных поэтов (Гомер, Гораций).
Они часто встречаются в русской народной поэзии, особенно
в частушках:
У тальянки медны планки,
Тонки, звонки голоса.
Я люблю нашу природу
За кудрявы волоса.
Кабы шали не мешали,
Кисти землю не мели;
Кабы дома не ругали,
Не таких бы завели.
В. р. не редкое явление в стихах русских поэтов:
Из бездны перловые брызги летят.
И волны теснятся и мчатся назад.
(М. Лермонтов)
В. р. увлекались поэты-символисты, например А. Белый:
Блестели и пели капели,
Затаился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под дуной.
Лихо! Язык чуть не сломала чувиха!
Сижу у экрана. Странно. Тихо.
Кысь пока не бомбит. Рифмы зубрит.
А я пока отдыхаю. Врежет. Знаю!
Гипердактилическая рифма – рифма, превышающая своим слоговым объёмом дактилическую, трёхсложную, т. е. четырёхсложная рифма. Эта рифма, вообще говоря,
встречается в стихах редко, тем не менее, её можно найти в русской поэзии и на нашем сайте:
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
На все бока поворачивала.
(Народная песня)
Леший бороду почёсывает,
Палку сумрачно обтёсывает.
(Брюсов)
У него же пятисложная рифма:
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий,
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
До чего же бьёт! С размаху!
Справедливо. Критик Махова.
Дактилическая рифма – рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М. Лермонтов)
ARHANGEL! Отзовись!
От компьютера я – вниз!
На полу лежу, твержу,
Одну рифму – жу – жу – жу!
Женская рифма – рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенного целиком на Ж. р.:
Засверкал огонь зарницы,
На гнезде умолкли птицы,
Тишина леса объемлет,
Не качаясь, колос дремлет…
(А. Фет)
Каламбурные рифмы – рифмы, построенные на омонимических словах или на сочетаниях, представляющих игру слов. Как правильно заметил Ю. Тынянов,
комизм К. р. заключается в звуковой точности составных рифм. Например:
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Д. Минаев)
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Минаев)
Из примеров видно, что К. р., как добавочная стилистическая деталь, употребляется почти исключительно в юмористических и сатирических стихах.
Ох! Устала! Силы нету!
Критикуют все поэты!
Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (души – дыша, окно – давно) и закрытая М.р., оканчивающаяся гласным звуком (волк – умолк, дверь – зверь). Обычно в стихах М.р. чередуются с женскими или дактилическими рифмами. Но иногда поэты пишут стихотворения или поэмы, выдержанные только в М. р. Такова поэма М. Лермонтова «Мцыри», где сплошная М. р. придаёт произведению характер энергии и мужественности; вот начало «Мцыри»:
Не много лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Была я в Грузии цветущей. Там водопады, горы, пущи.
Стоит поныне монастырь. Но только плющ разросся гуще.
Неравносложная рифма – рифмующиеся слова, имеющие после ударения неодинаковое количество слогов. Хотя первые опыты Н. р. встречаются у В. Брюсова, но создателем Н. р.
Является В. Маяковский, вслед за которым этой рифмой пользуются и другие современные поэты.
Например:
И вновь император
Стоит без скипетра
Змей.
Уныние у лошади на морде,
и никто не поймёт тоски Петра,
узника,
закованного в собственном городе.
Мастерски владеет неравносложной рифмой Рыжий Кысь.
Омонимические рифмы – рифмы, составленные из слов с одинаковым звучанием, но с различным значением.
Например:
Сидит, молчит, не ест, не пьёт,
И только слёзы точит,
А младший брат свой нож берёт,
Посвистывая точит.
(А. Пушкин)
В книге детских стихов Я. Козловского «О словах разнообразных – одинаковых, но разных» все стихотворения построены на остроумном использовании О. р., например:
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Осы вздумали напасть.
Или: Это кто стрелой их лука
Прострелил головку лука?!
Я ни слова, как немой,
Словно выстрел был не мой.
Опоясанная рифма, или опоясная, - рифмовка стихов по схеме abbaб, т. е., когда в четырёхстрочной строфе первая строка рифмуется с четвёртой, как бы опоясывая собой вторую и третью строки, взаимно рифмующиеся по смежности. Например:
В ауле, на своих порогах
Черкесы праздные сидят,
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах.
(А. Пушкин)
Перекрёстная рифма – наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab:
Близится синий закат.
Воздух был нежен и хмелен,
И отуманенный сад
Как-то особенно зелен.
(Ин. Анненский)
В русской виршевой и народной поэзии принята смежная рифма.
Составная рифма – рифма, составленная из двух или трёх слов. В 60-х годах 19 в. она получила широкое распространение в стихах поэтов-сатириков – В. Курочкина и особенно Д. Минаева; они вводили юмористические элементы самой формы стиха, в частности каламбурные рифмы, комизм которых заключается в точности С. Р.:
Здесь обычай такой городничего.
Если в лавку поедет жена –
Говорит: «Ты смотри, не купи чего,
Лавка даром давать мне должна».
(Д. Минаев)
Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха. В староиспанской поэзии Т. р. была в большом употреблении: Вот начало сонета испанского лирика 16 в. Фернандо де Эррера, прозванного божественным:
Горю, от пламени не тает лёд,
И льдом я погасить не в силах пламень,
Так я скорблю, что сердце больше пламень,
Весь пламень я живой, и мёртвый лёд.
Простенько? Красиво? Без непонятных «наворотов». Такой стих всяк поймёт!
Ой! Ты гой - еси, моя головушка! Ни ввечеру ли, ни на зореньке ты распылалася,
Геморроем мозги повылезли! Не на другую ли сторону власы раскидалися?
Ох! Домовиня я! Домовиня я! Домовой замуж взял, домовичушко!
Не причёсана, не умыта строчу. Домовинюшка, что бел - чушка.
Ой! Точит острый нож всё-то Рыжий Кысь,
Всё на толпы рифм, неудачных крыс…
Тернарная рифма – система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb, например:
Нет, не жди ты песни страстной,
Эти звуки – бред неясный,
Томный звук струны;
Но, полны тоскливой муки,
Навевают эти звуки
Ласковые сны.
(А. Фет)
Усечённая рифма – приём рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов не полностью покрывает созвучия другого слова. В русском классическом стихе У. р. считается рифма с усечением звука «й» (краткого «и»):
И что ж поверил бог унылый,
Амур от радости прыгнул
И на глаза со всей он силы
Обнову брату натянул.
(А. Пушкин)
В поэзии 20 в У. р. называют иногда неравносложную рифмовку:
Свищет вполголоса арии,
Блеском и шумом пьяна, -
Здесь на ночном тротуаре
Вольная птица она!
(В. Брюсов) и никакой пошлости!
Познакомила вас с видом рифм,
Не по душе, видно, простенький стих!
Может кому-то мой труд пригодится,
Кысь! Подожди со мною биться!
Воин я слабый, скажу тебе прямо,
Ты же вояка, как видно, упрямый!
Бейте друзья! И стихи критикуйте!
Новых поэтов на сайте вы куйте!
(Использован «Поэтический словарь» А. Квятковского издательства «Московская энциклопедия». Москва - 1966
Ох! Попадает же мне за рифмы,
Все наказать бы строго их мне!
Думаешь-мыслишь, чёрт! Не находишь!
Да не растут рифмы, нет, в огороде!
Здравствуйте! Вот я! Банальные рифмы!
(Не применить по ошибке мне их бы)!
Банальные рифмы – избитые, примелькавшиеся рифмы: море – горе,
кровь – любовь, даль - печаль, слёзы – морозы – розы, волн – полн
и т. п. (Кто приведёт больше примеров? Рыжий Кысь! На помощь!)
Некоторые из этих рифм относятся к разряду богатых рифм
(роза – мороза), но вследствие частой повторяемости в стихах они
примелькались и утеряли тот минимум неожиданности и ту свежесть,
какие необходимы для богатой рифмы.
К богатой рифме относятся глагольные рифмы, рифменные пары
существительных с окончанием на «ение» и «ание», прилагательных на
«ой» и т. п. (Кто приведёт больше примеров? Санди Зырянова!
На помощь!)
Ломит затылок аппендиксом – змеем. Глаз окровавленных не оторвать
Мне от экрана. Нет! Не умею свежие рифмы, Боже, искать!
Кысь не поможет. Готов к новой битве. Врезать мне рифмой по существу,
Так и подумаешь – не поэтесса. Да для чего я стихи, бред, пишу?!
Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах
Звуков не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков,
предшествующих ударному слогу: демократ – стократ, канала –
доконала, матовая – выматывая;
Где горизонта борозда?
Все линии потеряны.
Скажи,
которая звезда
и где
глаза пантерины?
Не счёл бы
Лучший казначей
звезды
тропических ночей.
(В. Маяковский)
Человек сказал Днепру:
- Я стеной тебя запру.
(С. Маршак)
По станице тополи
Гнутся на ветру,
По станице топали
Кони поутру.
(А. Сурков)
Ой! То не утром, то не ночью, не в полночный час, не в творческий,
Разбежалися все рифмы – змеи. Я осталась с одиночеством.
Ой! То ни калинушка белыми платочками машет,
Это перезрелая дивчиночка над стихами пашет.
Внутренняя рифма – слова в середине стиха, рифмующиеся или
с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой.
В. р. отмечены в стихах античных поэтов (Гомер, Гораций).
Они часто встречаются в русской народной поэзии, особенно
в частушках:
У тальянки медны планки,
Тонки, звонки голоса.
Я люблю нашу природу
За кудрявы волоса.
Кабы шали не мешали,
Кисти землю не мели;
Кабы дома не ругали,
Не таких бы завели.
В. р. не редкое явление в стихах русских поэтов:
Из бездны перловые брызги летят.
И волны теснятся и мчатся назад.
(М. Лермонтов)
В. р. увлекались поэты-символисты, например А. Белый:
Блестели и пели капели,
Затаился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под дуной.
Лихо! Язык чуть не сломала чувиха!
Сижу у экрана. Странно. Тихо.
Кысь пока не бомбит. Рифмы зубрит.
А я пока отдыхаю. Врежет. Знаю!
Гипердактилическая рифма – рифма, превышающая своим слоговым объёмом дактилическую, трёхсложную, т. е. четырёхсложная рифма. Эта рифма, вообще говоря,
встречается в стихах редко, тем не менее, её можно найти в русской поэзии и на нашем сайте:
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
На все бока поворачивала.
(Народная песня)
Леший бороду почёсывает,
Палку сумрачно обтёсывает.
(Брюсов)
У него же пятисложная рифма:
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий,
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
До чего же бьёт! С размаху!
Справедливо. Критик Махова.
Дактилическая рифма – рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М. Лермонтов)
ARHANGEL! Отзовись!
От компьютера я – вниз!
На полу лежу, твержу,
Одну рифму – жу – жу – жу!
Женская рифма – рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенного целиком на Ж. р.:
Засверкал огонь зарницы,
На гнезде умолкли птицы,
Тишина леса объемлет,
Не качаясь, колос дремлет…
(А. Фет)
Каламбурные рифмы – рифмы, построенные на омонимических словах или на сочетаниях, представляющих игру слов. Как правильно заметил Ю. Тынянов,
комизм К. р. заключается в звуковой точности составных рифм. Например:
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Д. Минаев)
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Минаев)
Из примеров видно, что К. р., как добавочная стилистическая деталь, употребляется почти исключительно в юмористических и сатирических стихах.
Ох! Устала! Силы нету!
Критикуют все поэты!
Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (души – дыша, окно – давно) и закрытая М.р., оканчивающаяся гласным звуком (волк – умолк, дверь – зверь). Обычно в стихах М.р. чередуются с женскими или дактилическими рифмами. Но иногда поэты пишут стихотворения или поэмы, выдержанные только в М. р. Такова поэма М. Лермонтова «Мцыри», где сплошная М. р. придаёт произведению характер энергии и мужественности; вот начало «Мцыри»:
Не много лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Была я в Грузии цветущей. Там водопады, горы, пущи.
Стоит поныне монастырь. Но только плющ разросся гуще.
Неравносложная рифма – рифмующиеся слова, имеющие после ударения неодинаковое количество слогов. Хотя первые опыты Н. р. встречаются у В. Брюсова, но создателем Н. р.
Является В. Маяковский, вслед за которым этой рифмой пользуются и другие современные поэты.
Например:
И вновь император
Стоит без скипетра
Змей.
Уныние у лошади на морде,
и никто не поймёт тоски Петра,
узника,
закованного в собственном городе.
Мастерски владеет неравносложной рифмой Рыжий Кысь.
Омонимические рифмы – рифмы, составленные из слов с одинаковым звучанием, но с различным значением.
Например:
Сидит, молчит, не ест, не пьёт,
И только слёзы точит,
А младший брат свой нож берёт,
Посвистывая точит.
(А. Пушкин)
В книге детских стихов Я. Козловского «О словах разнообразных – одинаковых, но разных» все стихотворения построены на остроумном использовании О. р., например:
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Осы вздумали напасть.
Или: Это кто стрелой их лука
Прострелил головку лука?!
Я ни слова, как немой,
Словно выстрел был не мой.
Опоясанная рифма, или опоясная, - рифмовка стихов по схеме abbaб, т. е., когда в четырёхстрочной строфе первая строка рифмуется с четвёртой, как бы опоясывая собой вторую и третью строки, взаимно рифмующиеся по смежности. Например:
В ауле, на своих порогах
Черкесы праздные сидят,
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах.
(А. Пушкин)
Перекрёстная рифма – наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab:
Близится синий закат.
Воздух был нежен и хмелен,
И отуманенный сад
Как-то особенно зелен.
(Ин. Анненский)
В русской виршевой и народной поэзии принята смежная рифма.
Составная рифма – рифма, составленная из двух или трёх слов. В 60-х годах 19 в. она получила широкое распространение в стихах поэтов-сатириков – В. Курочкина и особенно Д. Минаева; они вводили юмористические элементы самой формы стиха, в частности каламбурные рифмы, комизм которых заключается в точности С. Р.:
Здесь обычай такой городничего.
Если в лавку поедет жена –
Говорит: «Ты смотри, не купи чего,
Лавка даром давать мне должна».
(Д. Минаев)
Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха. В староиспанской поэзии Т. р. была в большом употреблении: Вот начало сонета испанского лирика 16 в. Фернандо де Эррера, прозванного божественным:
Горю, от пламени не тает лёд,
И льдом я погасить не в силах пламень,
Так я скорблю, что сердце больше пламень,
Весь пламень я живой, и мёртвый лёд.
Простенько? Красиво? Без непонятных «наворотов». Такой стих всяк поймёт!
Ой! Ты гой - еси, моя головушка! Ни ввечеру ли, ни на зореньке ты распылалася,
Геморроем мозги повылезли! Не на другую ли сторону власы раскидалися?
Ох! Домовиня я! Домовиня я! Домовой замуж взял, домовичушко!
Не причёсана, не умыта строчу. Домовинюшка, что бел - чушка.
Ой! Точит острый нож всё-то Рыжий Кысь,
Всё на толпы рифм, неудачных крыс…
Тернарная рифма – система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb, например:
Нет, не жди ты песни страстной,
Эти звуки – бред неясный,
Томный звук струны;
Но, полны тоскливой муки,
Навевают эти звуки
Ласковые сны.
(А. Фет)
Усечённая рифма – приём рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов не полностью покрывает созвучия другого слова. В русском классическом стихе У. р. считается рифма с усечением звука «й» (краткого «и»):
И что ж поверил бог унылый,
Амур от радости прыгнул
И на глаза со всей он силы
Обнову брату натянул.
(А. Пушкин)
В поэзии 20 в У. р. называют иногда неравносложную рифмовку:
Свищет вполголоса арии,
Блеском и шумом пьяна, -
Здесь на ночном тротуаре
Вольная птица она!
(В. Брюсов) и никакой пошлости!
Познакомила вас с видом рифм,
Не по душе, видно, простенький стих!
Может кому-то мой труд пригодится,
Кысь! Подожди со мною биться!
Воин я слабый, скажу тебе прямо,
Ты же вояка, как видно, упрямый!
Бейте друзья! И стихи критикуйте!
Новых поэтов на сайте вы куйте!
(Использован «Поэтический словарь» А. Квятковского издательства «Московская энциклопедия». Москва - 1966
За стихотворение голосовали: dvart: 5 ; Лидаза: 5 ; luna: 5 ; Владимир Кокорин: 5 ; : 5 ; RITA: 5 ; Bo!tik: 5 ; v2810475: 5 ; Анастасия Белоусова: 5 ; Наиль Бикметов: 5 ; Оля28022011: 5 ; поздний: 5 ; idiosinkroziya: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-05-05 11:56
дата:2011-05-05 12:01
дата:2011-05-05 12:04
дата:2011-05-05 12:27
Спасибо за серьезный труд в "несерьезном" изложении. Немедленно в закладки!
Смакую...
дата:2011-05-05 13:15
дата:2011-05-05 14:10
дата:2011-05-05 16:19
дата:2011-05-05 16:32
дата:2011-05-06 09:54
дата:2011-05-06 09:56
дата:2011-05-06 09:58
дата:2011-05-06 10:06
НАМ ВСЕМ НАДО ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ,ГДЕ ОШИБКИ.и УЧИТЬСЯ!
дата:2011-05-07 21:31