Автор: zazelev
Рейтинг автора: 307
Рейтинг критика: 279
Дата публикации - 14.01.2024 - 22:16
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.5
| Дата: 02.12.2020 - 14:09
Рейтинг 4.9
| Дата: 25.02.2014 - 11:22
Рейтинг 3.7
| Дата: 27.06.2012 - 14:02
Рейтинг 1
| Дата: 08.06.2023 - 16:27
Рейтинг 2.5
| Дата: 21.01.2024 - 16:02
Рейтинг 5
| Дата: 27.11.2013 - 10:29
Рейтинг 2.8
| Дата: 02.07.2018 - 12:26
Рейтинг 4
| Дата: 11.04.2024 - 00:18
Рейтинг 5
| Дата: 15.04.2022 - 14:57
Рейтинг 1
| Дата: 08.06.2023 - 12:10
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Еще раз о стихосложении

Тоническое стихосложение (от греч. τόνος – тон, ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. (Большая российская энциклопедия. 2016).

ДОЛЬНИК (паузник), рус. стихотв. размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и чисто-тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутр. ритм, образуемый чередованием сильных мест (иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым – безударные. Но объём междуиктовых интервалов в Д. в отличие от силлабо-тонических размеров не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1–2 слогов; разл. сочетания 1- и 2-сложных интервалов образуют ритмич. вариации Д. В чтении разница объёмов 1- и 2-сложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами. В рус. поэзии первые попытки применения Д. появляются в романтич. лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); его активное использование начинается в 20 в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). (Большая российская энциклопедия. 2004 г).

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

(А. Блок)



Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

(А.А. Ахматова)



ТАКТОВИ́К, один из видов рус. тонического стихосложения; занимает промежуточное место между более строгим дольником и более свободным акцентным стихом. В наиболее установившейся терминологии – это стих, в котором объём безударных интервалов между несущими ритмич. ударение сильными местами (иктами) колеблется в диапазоне трёх вариантов: 1–2–3 слога (реже 0–1–2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге. Стих, близкий к Т., встречается в нар. поэзии и её лит. имитациях («Песни западных славян» А. С. Пушкина); сознательная разработка его в рус. лирике начинается с 1900-х гг.; окончательно складывается в 1920-е гг. (Большая российская энциклопедия. 2007 – 2017 гг).

Тактовиком написана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтова., В ХХ веке этим размером писали: З. Гиппиус, Блока, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня;
Я на башню всходил и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонт)

Ты куда, удалая ты башка?
Уходи ты к лесу темному пока:
Не сегодня-завтра свяжут молодца.
Не ушел ли ты от матери-отца?
Не гулял ли ты за Волгой в степи?
Не сидел ли ты в остроге на цепи?
(Я. Полонский «Беглый»)



Встала в сияньи. Крестила детей.

И дети увидели радостный сон.

Положила, до полу клонясь головой,

Последний земной поклон.

(А.А. Блок «Из газет»)

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения: стих, в котором урегулировано только число ударений (т. е. фонетических слов) в строке, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в рус. яз. обычно 0–4 слога. Граница между А. с. и более урегулированным тактовиком (где колебание числа безударных между ударениями 1–3 слога) у мн. поэтов нетвёрдая. Самые употребительные размеры – 4- и 3-ударный А. с. (часто в чередовании 4–3–4–3). Наиболее строго организован А. с. с парной рифмовкой (раёшный стих), наиболее вольно – А. с. нерифмованный (свободный стих). В рус. поэзии А. с. широко распространён в народном стихосложении, в досиллабическом стихе 17 в.; занимает видное место у В. В. Маяковского (наряду с дольником и вольным хореем) и др. поэтов 20 в. (Большая российская энциклопедия. 2007 – 2017 гг).

Так писали Блок, Маяковский, Цветаева, Вознесенский, Бродский и другие поэты.



От здания к зданию (2)

Протянут канат. (2)

На канате — плакат: (2)

«Вся власть Учредительному Собранию!» (3)

Старушка убивается — плачет, (3)

Никак не поймет, что значит, (3)

На что такой плакат, (3)

Такой огромный лоскут? (3)

Сколько бы вышло портянок для ребят, (4)

А всякий — раздет, разут . . . (3)

(А. Блок. «Двенадцать»)



Вашу мЫсль, мечтАющую на размягчЁнном мозгУ,

как вЫжиревший лакЕй на засАленной кушЕтке,

буду дразнИть об окровАвленный сЕрдца лоскУт:

дОсыта изъиздевАюсь, нахАльный и Едкий.

У менЯ в душЕ ни однОго седОго вОлоса,

и стАрческой нЕжности нЕт в нЕй!

МИр огромИв мОщью гОлоса,

идУ — красИвый, двадцатИдвухлЕтний.

(Маяковский. «Облако в штанах»)

Около океана, при свете свечи; вокруг

поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
(И. Бродский, 1975)

С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает — чем бы не замели
следы — с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
(И.Бродский, 1975 – 1976)



СВОБОДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre), стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графич. расположением строк, в устном – напевом). Известен в ср.-век. литургич. поэзии (в т. ч. старославянской, где он развился при разложении силлабич. антифонного стиха); был возрождён нем. предромантиками, У. Уитменом и франц. символистами; в 20 в. получил массовое распространение во всей мировой поэзии. В рус. поэзии С. с. появляется в переводах и стилизациях в сер. 19 в.; классич. образцы – у А. А. Блока («Она пришла с мороза…», 1908) и М. А. Кузмина («Александрийские песни», 1906); разрабатывается многими совр. рус. поэтами. Рус. С. с. обычно имеет вид вольного (т. е. неравноударного) белого (т. е. нерифмованного) акцентного стиха, но иногда даёт и более строгие формы (вольный белый дольник у А. А. Фета и др.). (Большая российская энциклопелия. 2007 – 2017 гг.)

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов…

(А.А. Блок)

За стихотворение голосовали: чеканова мария: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
1 человек проголосовал

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Ваш комментарий может быть первым