Автор: S. Q. Lapp
Рейтинг автора: 512
Рейтинг критика: 4 627
Дата публикации - 00.00.0000 - 00:00
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.8
| Дата: 26.05.2012 - 21:11
Рейтинг 5
| Дата: 04.01.2011 - 17:50
Рейтинг 5
| Дата: 08.01.2011 - 23:01
Рейтинг 4.3
| Дата: 00.00.0000 - 00:00
Рейтинг 5
| Дата: 14.04.2012 - 01:54
Рейтинг 4.4
| Дата: 00.00.0000 - 00:00
Рейтинг 3.4
| Дата: 18.05.2012 - 03:27
Рейтинг 4.7
| Дата: 22.05.2012 - 22:08
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Записки о Поэзии (критическая статья) Всем настоятельно рекомендую!!!

Записки о Поэзии (критическая статья)


Дорогие друзья! В авторство этой "статьи" приглашаю всех вас! Да и не статья это, собственно... Согласитесь, что кроме занятия поэзией, самого написания стиха, важен также и отклик, желательно - адекватный. Не в пустое же пространство мы исторгаем из себя свои чувства, мысли, результаты творческого самовыражения. Система «передатчик – приемник» полезна и действует, система же, состоящая из одного передатчика, из одного лишь приемника - бессмыслица. Автор (передатчик) создает, предлагает читателю свое произведение, грамотный же читатель (приемник), если только он не является закоренелым эгоистом, считаю, должен как-то на него отреагировать. Не всякий раз, но по-возможности. Бессмысленен приемник, который не выдает никакого оклика на полученное из внешней среды воздействие - бессмысленно радио, которое ловя антенной радиоволны, не выводит звук на динамиках (все равно, что его и нет), также и бессмысленен читатель, не проявляющий реакцию на прочитанное, не задумавшийся над стихом, не оценивший его, не разобравший. Это если, конечно, есть над чем задуматься, и есть что оценить. :) Самое интересное в нашей с вами ситуации то, что деление это на автора и читателя весьма условно: на этом сервере собрались все люди пишущие, и сегодня одни выступают в качестве авторов-передатчиков, завтра - другие, а первые перешли в разряд читателей-оценщиков. Так что адекватный и искренний отклик важен для всех нас. И этот читательский отклик - критика. Критика может быть как положительной, так и отрицательной, и в каждом конкретном случае читательское впечатление есть сплав множества положительных и отрицательных оценок по различного рода пунктикам. И очень важно разобраться в чем конкретно заключаются эти пункты, разложить свое впечатление по полочкам, добиться конкретного, четкого понимания своего отношения к написанному - т.е. проанализировать, и уже на выходе вернуть как самому автору, так и другим читателям свое взвешенное и адекватное мнение. В физике состояние, когда сигнал от передатчика попадает в приемник, там преобразуется, а затем в измененном виде возвращается вновь на передатчик, называется обратной связью. Из курса электродинамики известно, что без наличия обратной связи невозможно хоть сколько-нибудь разумное управление системой, поскольку ЛПР (лицо, принимающее решение), в данном случае - автор, не знает какое воздействие на читателя производят его стихи, и в дальнейшем, при написании новых произведений, он не может разобрать что плохо, а что хорошо в его управляющем воздействии, т.е. стихотворении. Обратная связь делится на положительную и отрицательную, критика - так же. Наличие положительной критики крайне необходимо для молодого и начинающего автора, дабы развить в нем желание писать далее, не дать потухнуть огоньку вдохновения, но наоборот - умелыми взмахами мехов поддуть в пламень его души побольше кислорода. Отрицательная критика (отрицательная обратная связь) необходима для того, чтобы автор знал о своих промах, неудачных попытках - скачках ритма, плохих рифмах, неоправданных метафорах и проч. Именно отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивое управление системой! - так в физике, так и в различного рода социальных системах. К примеру, именно потому, что власть (ЛПР) в нашей стране крайне редко прислушивается к голосу гражданского общества (который, впрочем, весьма слаб и не уверен в себе) мы имеем плачевную ситуацию в обществе и государстве. Возвращаясь в плоскость поэзии, автор, который не будет прислушиваться к отрицательной критике, рискует остаться без читателей, поскольку ставит крест на своем творческом развитии. Отрицательная обратная связь, отрицательная критика заставляет ЛПР - автора, изменять и корректировать свое понимание поэзии и повышать уровень самокритичности, а следовательно, и качество собственных произведений.

Видел я некоторых авторов, причем имеющих уровень мастерства весьма значительно отличающийся от начального, которые стоят на позиции "ну, я - не поэт-профессионал, а потому могу позволить себе писать как вздумается - на большой творческий рост не надеюсь и не планирую". Скажите, а много ли вообще поэтов-профессионалов? Много ли тех, для кого это стало, действительно, профессией? Кто с этого кормится? - единицы! А подавляющее большинство мастеров имеют свою профессию, зачастую, правда, связанную с литературой, но все же, стихами занимаются в свободное от основной работы время. Кто-то основные деньги зарабатывает переводами, кто-то лит. критикой, кто-то - журналист и т.д. Так что в известном смысле все они, даже великие, являются любителями. И всё же они находили время и стимул для совершенства. Мастерами не рождаются, ими - становятся. Через труд, упорство и веру в себя. Скажите, спрошу я такого человека, ну неужели же не лучше, не интереснее, не приятнее, при общих равных, создать произведение более лучшее, поэтичное, более классное? Вот что нам мешает, и зачем тормозить себя? Пусть ты профессионально занимаешься иными вещами, но что мешает прогрессировать и в данной области? – просто за то же время, за какое ты пишешь 2 - 3 стиха, посиди и напиши один, но гораздо более качественный. ? Все равно ты это время забираешь у основной деятельности. Вопрос в том, как этим временем распорядиться. Я понимаю радость творчества, радость создания стиха - он, как дитя, исходит из твоей души, твоего сознания. Но не лучше ли, не приятнее ли даже для самого автора будет видеть, что с каждым разом дитя это рождается более здоровым, крепким, розовощеким, и все более сильным и властным голосом заявляет миру о факте своего существования и неотъемлемом праве в нем жить? Не приятнее ли создавать стихи, которые и через несколько лет можно будет записать себе в актив с чистой совестью? А главное, ну неужели же не приятно будет ощущать внутренний прогресс, рост мастерства? Век живи - век учись! Живи, развивайся, прогрессируй! А без этого желания, творчество, да еще и без хорошей, бодрой, не дающей расслабиться и захиреть, критики я найду в себе смелость сравнить с болотом, с трясиной, в которой тонут и окончательно могут погрязнуть ваш талант, вдохновение и стремление к прекрасной словесности. Я пишу это для тех, кто действительно хочет развиваться в данном направлении, для кого это - не блажь и прихоть молодости; а также для тех, кто уже в сознательном возрасте решил приобщиться к удивительным тайнам, к магии поэзии нашего Великого и Могучего, который по праву является гордостью нашего народа. Писать, творить, развиваться! - ну неужели же это не прекрасно?! Ощущение роста, прогресса!.. Впрочем, пора заканчивать.

Настоятельно призываю всех авторов и читателей данного сайта к более взвешенному, критичному и серьезному подходу к своему творчеству, и к большим же внимательности и уважению к творчеству других авторов. К конструктивной и справедливой критике. К активности, наконец, на обоих поприщах, ведь творчество и критика - суть две стороны одной медали.

Я покривлю душой, если огульно обвиню здешнюю общественность в полном отсутствии критики и внимания к творчеству иных авторов. Конечно же, это не так! Есть отзывы, притом весьма хорошие, интересные. Но зачастую критика эта весьма избирательна: сообщество авторов разделено на определенные группы, члены которых проявляют интерес только к творчеству авторов, находящихся в их же кластере, мало интересуясь творчеством других. А это так важно многим молодым поэтам и поэтессам иметь отклик на то, что рвется из их юных и восторженных сердец! К чести некоторых членов этого поэтического сообщества, описанное мной выше, на них не распространяется, что вызывает у меня лично уважение и благодарность. Благодарность - не знаю почему, но мне приятно видеть, как молодой, неоперившийся пиит получает положительную оценку полету своей души и фантазии, пусть и не на сто процентов оправданную, но это так важно, получить в нужный момент кредит доверия. К сожалению, сам я не всегда его имел в достаточной мере. И все же многие авторы, разбиваясь на группы, кластеры ведут свою критическую деятельность по принципу, давным-давно описанному в басне Крылова: "За что Кукушка хвалит Петуха? - За то, что хвалит он Кукушку!" Ну согласитесь, для многих это, что называется, не в бровь, а в глаз!

Хотелось бы почаще среди комментариев типа "Красиво +5", или "Мне понравилось 5" видеть что-то более конкретное, подробное, вдумчивое. Это для всех полезнее - и для автора, и для читателя. Это заставляет растормошить увядающие, и атрофирующиеся извилины мозга и струны души. В конце-концов, это просто-напросто И-Н-Т-Е-Р-Е-С-Н-О! Это интересно - ПОНИМАТЬ! И УМЕТЬ! Хочется развить, ну хотя бы попытаться развить, на этом ресурсе достойную культуру критики! - Уверен, это подстегнет многих авторов к большей активности и в творчестве, что в свою очередь может вызвать ответную волну критики. А во всем этом - развитие мысли, творческих способностей, рост, да и просто - более интересная, активная творческая жизнь на этом сетевом ресурсе! :) Нет-нет, я не являюсь в данном случае заинтересованной стороной, как некоторые могут подумать! - Так сказать, глас из народа! Но думаю, в выигрыше окажутся все.

Перейду уже от пропаганды к конкретике :) Идея этой статьи, разбора полетов, возникла спонтанно, более того - не ожидал, что вступление выйдет таким обширным. ? В своих критических замечаниях, отзывах, я высказывал свои мысли как по поводу отдельных произведений, так и насчет творчества, поэзии в целом. Честно - меня очень сильно понравилась эта практика, увлекла эта деятельность, что ли, хотя я и не являюсь действительно хорошим поэтом, и уровень понимания данных вещей у меня, конечно же, не столь высок, как хотелось бы. Впрочем, я не отчаиваюсь и надеюсь как на свой творческий рост в будущем, так и творческий рост каждого поэта, который творит и дерзает. Надеюсь на рост меры понимания таких вещей, как поэзия, творчество, конструктивная критика. На страничках самых разных авторов я оставлял критические, и как мне кажется, могущие быть полезными для юных авторов мысли и замечания. Боясь, что их прочитают лишь единицы, я решил собрать их воедино и представить широкой публики, надеясь в сою очередь, на ее интерес отклик. Отчаянно призываю всех людей, выкладывающих свои творения на этом ресурсе, и которые имеют свои оригинальные взгляды на проблемы творчества, суть поэзии и проч. добавить свои веские замечания к моему, пока что, монологу, и превратить его, соответственно, в диалог. Надеюсь на сотрудничество в данной сфере, на интересную полемику, на конструктивную критику, а главное - на новое и интересное, прогрессирующее творчество всех без исключения авторов, и стар, и млад! С уважением, S. Q. Lapp. 11.10.2009

-----------------------------------------------

Ты краюху луны пополам надломил...
Протянув мне сказал "Теперь твой Господин!"..
Мой безудержный нрав лишь на миг пробудил
Мы остались с тобою ..один на один...

Подбородок в крови!?..мне уже наплевать!!
Что же дальше!??петля!??или просто кровать???
Сколько в жизни невзгод я должна испытать
Чтоб однажды уснуть..и с рассветом не встать...

Я бледнею, как ночь "приоткроет " лицо...
Белой ножкой шагну на "худое" крыльцо..
Я всю жизнь распылялась на что-то не то...
И что дальше нас ждет..мне уже все равно.

Черный Бархат


# S. Q. Lapp 2009-10-09 19:51:26
А по-моему весьма неплохо. Кому как, а мне грустное как-то ближе, душевнее кажется. Кто знает откуда и как в душе человека возникает оно - Вдохновение. И думаю, что это вечный секрет, как и у Любви. И универсальной формулы, средства, дабы ЭТО свыше снизошло, нет. И тут уж уповай лишь на провидение Божье, да на огонь внутри себя самого... Но парочку чисто технических вещей посоветовать могу. Например, "твой" и "теперь" поменять бы местами - тогда ритм не собьется. Попытайтесь избавиться от глагольных рифм. Для начала от парных, а в идеале - от всех вообще. К примеру, у Пастернака Вы не найдете ни вообще ни одного глагола в конце строки. Мастер-класс! Понаблюдайте повнимательнее рифму у того же самого Бродского, благо его стихи я увидел на вашей стене - оценил! :) Бродский, вот уж кто-кто, как не он - гений неожиданной рифмы и образа./ З.Ы. Бродский и Пастернак - 2 моих любимейших поэта, влюблен и оглушен их творчеством :))

# S. Q. Lapp 2009-10-09 20:21:04
насчет разговоров о глагольных рифмах. Зачем стремиться их избегать? В чем суть? Говорю свою собственную точку зрения, нигде ни у кого никогда не подсмотренную и не подслушанную, так сказать, выстрадано внутри себя :)) / вот посудите сами: гнать, звать, с..ть, ржать, ждать, лгать, е..ть, летать, умывать, убивать и т.д., и прочие "...ать"; еще: убил, свалил, звонил, пробудил, покурил и т.д. и многие легионы прочих "...ил" (пауза) // СЛИШКОМ ПРОСТО! Слишком банально. Мозг не напрягается во время написания стиха, и человек ничему не учится. Вообще ничему. Роста нет творческого. Нужно как-то закончить строфу - пожалуйста, на один "...ить" насадил другой, потом "ать" - "ять", "жил"-"был". Этот мусор так сам и просится на язык. Не нужно напрягаться, выискивать метафоры, рождать образы, творить хоть сколько-нибудь оригинальную рифму. На все вопросы един шаблон - "ать-ять", "ить-ыть" и теде...// Сколько ни думал, но что такое "Любовь" или "Поэзия" не скажу - не знаю. Но знаю точно, что такие понятия, как "шаблон", "банальность", "серость", "неоригинальность", "клише", "халява" - да-да, халява - рядом с настоящими Поэзий и Любовью вместе не идут./ Хороший стих - это в том числе и напряжение мозговых извилин, и полет фантазии, проба слова "на вкус", критика выплывающих из подсознания образов и метафор. А еще - стыковка их друг с другом. Многие начинающие лепят одно на другое. И выходит чехарда и ничего существенного. Не думайте чего - сам такой был./ Ритмика: Бога ради - держите равнение, как на гвардейском параде перед Царем-Батюшкой. Отпускать ритм научитесь уже после того, как научитесь его держать. Еще важно соответствие ритма и смысла, духа стихотворения. А то видел тут у кого-то стихи с названием "колыбельная" и такой, знаете ли, бравый солдатский марш на ритме :)) смешно вышло. Да, чтобы было понятно:"вкус" слова - это сочетание его лексического смысла, образности и звука./ Действительно хороший стих - это монолитное сочетание {чувства/поэтичности/духа - одним словом, чего-то неуловимого, какой-то непонятной, метафизической субстанции}, ритмики, звука, (мысли/темы/нити монолога), качественных, оригинальных рифм, неожиданных образов и метафор - чтобы читающего немного шокировало. Много - это когда уже в профессионалов вырастем :))) Оригинальничайте побольше! Самое главное слово в ПредПредпоследнем предложении - "СОЧЕТАНИЕ".

----------------------------------------------

В белоснежный пушистый наряд
Обрядила природу зима.
И деревья, стоящие в ряд,
Серебром окропила она.

Солнце яркое слепит глаза,
Блик снежинки, как миг...и мороз,
Шалунишка, ну как егоза,
То за щёки щипнёт, то за нос.

Вот он миг красоты, тишины,
Лишь синичек в саду разговор.
Лёгким облачком дым из трубы,
Словно джин на небесный простор.

В белый бархат укрыла зима
Все дороги, леса и поля.
Речку льдом наградила она,
Словно панцырем из хрусталя.

Ты как скульптор художник, поэт,
Ты волшебница в нашей судьбе.
Вся природа молчит, но живёт,
Замерев, словно в сказочном сне.

Сика


# S. Q. Lapp 2009-10-10 22:21:32
вот! Вот это оно самое - хорошее стихотворение, которое можно подробнее разобрать. Выдержанный ритм и отсутствие глагольных рифм, вообще ни одной - видно, что над стихом работали. Пойду просто по порядку, сверху вниз. Рифмы "зиМА - оНА" и "тишиНЫ - труБЫ" - это на самом деле не рифмы. Одна гласная - это слишком мало. Нужно как минимум 2 звука в конце, согласный и гласный (здесь же в стихотворении "наРЯД - РЯД", "глаЗА - егоЗА", а лучше 2 слога, т.е. несколько звуков и среди них 2 гласных (например "ОКНО - воЛОКНО). В этом стихе есть "РазгОвОР" и "прОстОР". Предпоследняя "о" как бы дополнительно поддерживает звуковое сочетание "ОР" в окончании обоих слов. Хорошо звучит. Еще есть хорошее звучание "пОЛЯ - хрусТАЛЯ" - тут звуки "о" и "а" достаточно похожи, и в сочетании с другими мало отличимы, хорошая рифма. /"деревья серебром окропила" - хорошая находка, действительно, ведь, окропила :)) / "Речку льдом НАГРАДИЛА она" - неудачно. Медалями награждают, премиями, венерическими заболеваниями ;), но не льдом. "Белый бархат" - хорошо. Рифмы "поэт - живёт" не знаю, специально ли, или нет, но неплохая ассонансная рифма получилась :)

# S. Q. Lapp 2009-10-10 22:31:42
Я почему так подробно на рифмах останавливаюсь? - Можно сказать - что, мол, за формалист такой, поэзия - это не только рифмы, это прежде всего чувство, полет, вдохновение... Но хорошее стихотворение, это в том числе и звук, а что так не связывает в звуковую мозаику отдельные фразы - строчки, как их гармонично связанные окончания? Собственно, все это для хорошего звука.

-------------------------------------------------

Здесь четыре стены,
В них часы есть и я,
В ожидании мы –
Нет тебя как три дня.

Монотонный стучат
Ритм часы надо мной,
Возвращайся назад
Поскорее домой.

Хочу видеть твой взгляд,
Хочу слышать шаги.
Мои нервы шалят
От разлуки-тоски.

Но четыре стены
Не бросают в беде,
Тихо шепчут они:
«Он вернётся к тебе»…

Sergey Shalov


* S. Q. Lapp 2009-10-10 14:08:00
Рифмы - без придирок, молодец! Ритм хороший - чем меньше слогов в строке, тем, зачастую, лучше на слух воспринимается. Да и сложнее выполнить - требуется большее мастерство. Но ритм и ударения в словах все-таки нужно согласовывать: вот посмотрите сами в 3-й строфе: ХОчу видеть твой взгляд,/ Хочу слышать шаги. В слове "хочУ" ударение, все-таки на 2-й слог, а ритмика в строке требует ударный - нечетный. Как вариант: "Мне б увидеть твой взгляд/ Мне б услышать шаги". Впрочем, существует бесчисленное множество путей на усмотрение автора. ЗЫ. Я, вот, только не понял - лирический герой он кто - "мужик, аль баба"? :))) Автор, вроде бы мужеского полу, но судя по последней строчке ожидает некого ЕГО. Мгмм... не хотелось бы думать о плохом ;)


* Гость 2009-10-10 15:15:24
По поводу ударения. Здесь всё нормально. В каждой строке ударение на 3-ем слоге: Хо чу ВИ деть твой взгляд, Хо чу СЛЫ шать ша ги. Мо и НЕР вы ша лят От раз ЛУ ки тос ки. Лирический герой – женщина. Есть же стихи (редко, правда, но есть), написанные женщиной, где герой мужчина, и наоборот. Но в данном случае – это стих на стих, написанный автором женщиной, который был удалён ею из-за критики по поводу одного слова (критика не моя). Свой стих я написал, наоборот, для поддержки. Стих автора выставить без разрешения, сами понимаете, я не могу, тем более, что он был с сайта stih.ru самим автором удалён.

* S. Q. Lapp 2009-10-10 15:25:27
неа, не согласен с таким пониманием ритма. Просто проговорите про себя несколько раз эту фразу. Вот если бы там шло одно слово, типа "переНОсица", "беспреДЕлица" - все было бы в ажуре, но в данном случае - два коротких слова, и ударение первого проглатывается. Вот ей-богу, просто идешь по стоке и спотыкаешься на этом месте. Еще раз - просто проговорите про себя несколько раз эту фразу, просмакуйте на вкус. Медленно проговорите. И я уверен, что Вы почувствуете.

* Sergey Shalov 2009-10-11 01:06:15
Вы хотели сказать, что было бы правильней "по форме" примерно так: "ХОТЬ увидеть твой взгляд, ХОТЬ услышать шаги". Можно, конечно, заменить на предложенный Вами "МНЕ Б увидеть твой взгляд", МНЕ Б услышать шаги", но смысл несколько изменится. Спасибо за замечание. Но пусть так останется.

* S. Q. Lapp 2009-10-11 02:44:44
Конечно, пусть остается. Более того - не считаю правильным соваться непосредственно в творчество чужого человека и говорить ему - тут это не пиши, а тут пиши так-то и так-то, такие-то слова. Это свинство и хамство. Во-первых, написано не мной, во-вторых, что написано, то написано. А замечания я делаю на будущее, т.е. не для того, чтобы изменить уже написанный стих, но чтобы в будущем, когда человек будет писать новый стих, он вспомнил бы и не совершил уже подобной погрешности. На примере конкретного стиха говорю, что не так - пытаюсь повлиять на меру понимания автора, а не на сами, уже написанные строчки. Работа на будущее.

* S. Q. Lapp 2009-10-11 03:13:47
Кстати, насчет изменения смысла: согласен - изменится. А вот тут уже крайне интересная тема поднимается. Много над этим размышлял. Что же в поэзии первично - смысл (мысль), образы, звук, ритм, какие-то отдельные красивые и правильные слова/фразы/строчки? Квинтэссенция поэзии, как и всякая нематериальная субстанция, должна за что-то цепляться, посредством чего-то конкретного, материального переходить в наш мир, на чистый лист бумаги/ белоснежный прямоугольник txt-шного или docx-го файла :)) и проводники эти - мысль (логическая)/ смысл (лексический), ритм стиха, звук (не недооценивайте его значение!), яркие образы, конкретные, отдельные "самовитые" слова/фразы / строки. Естественно, все эти "проводники" находятся в голове автора. так вот, ни один из них я бы не осмелился назвать первостепенным. Как мысль может повести за собой все остальные (и Поэзию в целом), так и другие. Иногда яркий образ или пришедшая в голову метафора могут изменить изначальную мыль - ничего страшного. Конечно, задача автора - не упустить нить повествования из рук, и направить в нужное русло, но эта небольшая флуктуация, неожиданный водоворотик в спокойном и размеренном течении реки только придаст стиху яркости, свежести, полноты и разнообразия.

* S. Q. Lapp 2009-10-11 03:30:28
представьте себе здание - серый прямоугольник с одинаковыми квадратными прорезями окон - это чистая логическая мысль. Скучно и не привлекает, не правда ли? Теперь его прямым линиям некоторую нетривиальность - барельефы, арки, колонны, еще разного рода фитюльки - не силен в архитектуре - одним словом, от хрущевки-пятиэтажки перейдем к стилю Барокко. Все эти выступы, вычурность линий - это девиации мысли в результате наложения на нее поэтической матрицы (конкретно - столбцы образов, метафор, "самовитых" слов/фраз). Здание изменило форму - логическая мысль претерпела изменение. Тем не менее здание осталось зданием, а не чем-либо иным, если, конечно, автор стиха не безумен и достаточно опытен :) А чтобы все это как-то симметрично и разумно упорядочить, т.е. чтобы одно окно не увенчивалось аркой, выступ другого не поддерживался колонной, мраморные горгульи не торчали тут и там, и все это вперемешку не создавало бы дикий хаос - юный поэт использует ритм., дабы обуздать и сдержать стихию. В пределах разумного, конечно же, а то можно задушить вновь до состояния хрущевки-коммуналки.

* S. Q. Lapp 2009-10-11 03:40:02
а теперь мы это здание покрасим (напомню, серый цвет его остался с хрущевских времен): а краска - это рифма. Чтобы цвет был насыщенным, краска стойкой, и нигде не было бы разводов и пятен неокрашенной штукатурки, рифма должна быть добротной, а автор внимателен, дабы покрасить все стены здания, не оставляя серых кусков, даже с обратной стороны фасада. Ну и, наконец, звук. Что отличает одно здание в стиле барокко от другого? - некие собственные архитектурные особенности, собственная индивидуальность. Это - звук. "Утро брезжит, а дождик брызжет" (с) Б. Слуцкий.

* S. Q. Lapp 2009-10-11 03:49:45
Что имеем в итоге? - некое архитектурно-поэтическое здание-произведение. На строгую логическую мыль наложили полную, объемлющую поэтическую матрицу, и скучную серую коммуналку превратили в роскошную усадьбу Шереметьевых в Кусково. Всяко лучше в оной жить, а? ;) Да, фасад, геометрические линии изменились, первоначальный, строгий лексический смысл изменился - хуже стало? получили произведение искусства./ Не важно что именно за собой потащит за собой остальные компоненты, а через них и метафизическую квинтэссенцию поэзии. Где-то мысль, где-то образ яркий и красочный, где-то звук повлечет за собой изменение форм, где-то первоначальные строчки, выражения, с которых зародилась идея произведения. Строчки эти - первоначальные, собственные архитектурные задумки, идеи, решения инженера-архитектора. В одном и том же стихотворении, при его создании в одном случае может одно сыграть,в другом - другое. Главное, чтобы потом винегрет не вышел :)

* S. Q. Lapp 2009-10-11 03:54:47
Так что возвращаясь к конкретному примеру, если бы я писал это стихотворение и передо мной лежал вот этот вариант, и я его считал бы черновым, то я без раздумий бы изменил в нем слова, дабы удержать четкий ритм. Соль в том (и мастерство) чтобы найти такие слова, чтобы и мысль при этом шибко в сторону не увела. В этом конкретном случае, предложенные мной поправки, да и Вами тоже, считаю более чем приемлемыми - в целом произведение выигрывает. В конце-концов, мы же не некую догму пытаемся вбить в голову будущему читателю? :)

------------------------------------------------

В грядущее дороги не видны,
Все спуталось, смешалось, растворилось.
Все сбилось в кучу - бредни, будни, сны,
Бездушие, греховная унылость.

Отсутствие идей и целей не
Восполнится привычкой, чувством долга.
Сознание в белесой пелене
Замкнулось, отсырело и проволгло.

Но чудится, но мнится будто из
Постылости и серости кромешной
Как смех судьбы, как ветреный каприз,
Вот-вот пробьется ручеек надежды.

03.05.07

S. Q. Lapp

# S. Q. Lapp 2009-10-11 04:13:23
Спасибо :) Вот только... Если к оценке сего произведения подойти совсем строго, как и делала та женщина, которой я время от времени отдавал свои опусы (а она прекрасно в поэзии разбирается), то получается интересная картина. / Вы знаете, сильных, аховых изъянов тут нет - стройненько, слаженно, лаконично, мысль четкая, не теряется и т.д.. вот только... то, что является Поэзией, если подходить к этому понятию с должного, серьезного уровня - тут ее нет. Повторюсь, изъянов тут нет, но нет и ничего по-настоящему хорошего. Никакой яркости, оригинальности, необычности. Индивидуальности тут нет - так напишет любой, кто будет иметь тот же уровень техники, а он - поверьте - не так уж и высок у меня ( не начинающий, конечно, но и далеко не мастер, мягко говоря). Поэтическая иерархическая лестница дюже длинна, и в тумане мы видим лишь несколько ближайших ступенек и способны понять, что же на них творится, а далекие контуры мастеров-гигантов расплываются для нас в тумане и мы можем о них судить лишь по неясным очертаниям теней в сумерках.

# S. Q. Lapp 2009-10-11 04:26:46
так вот, если измерять сие произведение уже иными категориями, нежели стройность ритма, согласованность рифм и мыслей, чем-то большим, агрегированным, то вердикт весьма плачевен: это - не поэзия. Тут случай какой, автор понял чего делать не надо (каких явных ошибок избегать), а вот ЧТО НАДО делать - понятие имеет самое смутное. Вообще, оно очень серенькое. Вот поглядите сами: слова-слова, мысли-мысли - просто зарифмованная передача мысли. Найдите здесь хоть один яркий образ, хоть одну красочную метафору? - ее здесь нет. "Ручеек надежды" - все, и то - банально донельзя. Еще стандартный и бледненький образ тумана, белесой пелены, неясности, зыбкости - в 5-й и 6-й строчках. И все. Единственный хороший звуковой ряд - "бредни, будни" Эк я себя отчехвостил?! Ну ладно - себя можно, хозяин-барин, других же так не буду - возненавидят. :)

# S. Q. Lapp 2009-10-11 04:34:00
Кстати, обратил только что внимание, насчет звука. Во всем стихе прослеживается засилье шипящих - "с,ш,щ" которые на уровне подсознания передают негатив, тревогу. Плюс практически нет звука "а", который свидетельствует о какой-то открытости, солнечности, радости восприятия, бойкости. Почти все гласные звуки - "о", да "е" - а они на подсознательном уровне, у меня по крайней мере, ассоциируются с грустным, пасмурным днем. Звук хороший, передает настроение и чувство. Но передача чувства и звук - это еще не поэзия. Вот так вот. ЗЫ. Вообще, отношу его к своему 3-му периоду творчества, под общим названием "неудачник", когда графоманить я перестал, но что-то хорошее создавать еще не научился - "понималка" не доросла еще.

--------------------------------------------

Мы погибшее эхо друг друга,
мы забытые камни в горах.
Заметает следы наши вьюга,
горечь блуждает в висках.

Мы построили мост без причала,
завывает злой ветер в порту.
Мы могли бы начать всё сначала,
только тот ветер принёс пустоту.

Остался кораблик наш без капитана,
мы растоптали свои паруса.
Закутаюсь в шаль голубого тумана,
на крыльях алых взлечу в небеса.

Октябрина


S. Q. Lapp 2009-10-11 17:11:30
Что ж? - весьма и весьма!.. +5! Хорошо согласовывается в течение всего стиха основная мысль, чувство и видеоряд образов, связанных одной идеей. Чувство и мысль развиваются на фоне этой картины: бурное, зимнее море, черные пенные волны, с силой обрушивающиеся на старый деревянный причал и утлое суденышко, с порванными парусами; злой ветер бросает в лицо случайному наблюдателю хлопья мокрого снега с дождем; все тонет в белёсой мороси; на горизонте, сквозь дымку дождя проступают мрачные очертания скал, лишенных в этих суровых и северных краях всякой растительности... Красиво. Что ж, стих - это и картина также :) Одним словом, ряд образов здесь поддерживает, и развивает мысль и чувства автора. Хорошо сделано.

---------------------------------------------

Червонное солнце закатом сочилось.
Так было всегда, только что-то случилось.
Дотронусь ладонью до влажной коры.
Как жизнь замирает внутри до поры!

Ржавеющих листьев могильники мокнут.
Домишек озябших зашторены окна.
Топить батареи не начат сезон,
но холодно. Стынет увядший газон.

Детей авангардная живопись мелом
размыта, поблекла, понятен итог.
Свинцовой ордою охвачен восток,
и капли дождя, словно лучников стрелы.

Обычная осень, и парк покорён.
Опять в рядовые разжалован клён.
Октябрь листобоем срывает погоны.
Закатное солнце. Червонные кроны.

03.10.1998

Виктор Левашов

# S. Q. Lapp 2009-10-07 23:27:04
О-о-опс! А тут уже есть о чем поговорить и что разобрать: и интересные находки, и типичные минусы. В целом - очень хорошо для сих мест. Весьма порадовали капли дождя - лучников стрелы, разжалованный в рядовые клен, листобой, могильники листьев - все удачные, на мой взгляд находки. - так держать! Четкий, выдержанный ритм без сбоев - чувствуется некоторый опыт, но зачем-то изменена рифма в 3-й строфе. Такого следует избегать - гораздо выигрышней звучит. Ну, накрайняк, в самом конце кокетливый узорчик из измененного порядка рифм в строфе. Но никак не в середине! / Не без минусов: вторая и четвертая строчки первой строфы - банальненько и просто, проигрывает на общем фоне. "Обычная" осень - неудачно. Требуется что-то более необычное, индивидуальное, неповторимое. Избегайте обычных, серых, обыденных, самых первых приходящих на ум слов. Уходите от банальности, оригинальничайте по максимуму! Удачи, продолжайте писать. Еще раз - понравилось! :))

-----------------------------------------------

...и снова - покровом плАтяным
Волос расплескалась медь..
Не этим рукам - держать меня!
Не этим глазам - глядеть

В мои!И сугробы белые -
Замок на моей душе..
Сказать я не то хотела бы,
А вот - получилось же! -

Истерзано и ободрано,
Но только - не пополам! -
Другому пусть сердце отдано,
Да всё остальное - Вам..


2003г.

Ирина Р.


# S. Q. Lapp 2009-10-11 11:52:10
у-у-у! Какой классный ритм! - убаюкивает, как на лодочке качаешься на волнах :)) просто здорово! Хороший, выдержанный ритм - и как же от него выигрывает произведение в целом! / Вы знаете, читая некоторых классиков, особенно Бродского, неоднократно ловил себя на мысли, что... что я не понимаю о чем речь, что я потерял нить повествования (ну, у Бродского это не мудрено), ибо вошел как бы в транс - ритм-звук, ритм-звук. Просто башню сносит - ничего уже не замечаешь и наслаждаешься только этим. Лишь изредка проносятся через сознание тайфуны особо ярких образов и метафор, да взрывы отдельных "самовитых" слов. И уже все равно о чем он пишет, каков лексический смысл слов - все поглотилось, лишь ритм и звук. Состояние, как будто выпил, но кайф какой при этом! :)) Чтобы понять о чем шла речь, порой приходилось перечитывать по нескольку раз, и только с 3-го или 4-го раза (не преувеличиваю) доходило. Вот она - магия слова. Это я все к тому же, что здесь именно такой, очень сильный ритм, который оказывает сильное давление на подсознание.
--------------------------------------------

Еле слышное дыханье,
Нежный взор застыл.
За спиною колыханье
Белоснежных крыл.

Тихий шелест, сумрак, тени,
Дремлет кот в ногах.
Ты в объятьях сладкой лени
Шепчешь мне о снах.

За стеною непогода
Злится и ревёт,
Будто ветров хороводы
Водит небосвод.

Только мы её не слышим:
Мы в иных мирах.
Ветер воет громче, тише,
Белый снег сметает с крыши,
Кружит снежный прах.

И пускай, беснуясь, вьюга
Кружит танец свой,
Лишь бы ты, моя подруга,
Здесь была со мной.

Не страшны мне все невзгоды,
Бури не страшны,
Только б в будущие годы
Были вместе мы.

Но сейчас средь бури снежной
Мы с тобой вдвоём,
И в истоме сладко-нежной
В мир любви уйдём.

В мире грёз любви и счастья
Да пребудем мы.
Пусть минуют нас ненастья
И печалей тьмы.

Пусть проходят мимо годы,
И за часом час
Утекают в Лету воды,
Не касаясь нас.

Так вложи ж в мою ты руку
Хладные перста.
Пусть подобны сердца звуку
Мне твои уста.

Пусть прекраснейшее свыше
Снизойдёт сейчас...
Ветер воет громче, тише,
В окна снегом хрипло дышит,
Засыпает нас...

Графоманъ


* Наталья... 2009-10-11 16:18:01
Здорово!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

* Графоманъ 2009-10-11 16:47:57
Спасибо!!!!!!!!!

* Гость 2009-10-11 17:14:08
Вы так красиво пишите, прям за душу берет. Мне бы так))

* Сумашедшая поэтесса))) 2009-10-11 17:16:15
Все ваши стихи прочитала. Просто слов нет. Прекрасные стихи. Сумашедшая поэтесса)))

* S. Q. Lapp 2009-10-11 18:15:10
Эммм... молодые люди, очень осторожно пытаюсь вас предостеречь - не ведитесь на чисто внешнее, показное. Глубже смотрите и чувствуйте. Юный автор честно признался кто он такой, заявив себя на этом сайте, как графоман. По крайней мере, он честен. Вот что-что, а именно это и является графоманством. И я уже где-то это писал в его комментариях. Да, стройненько, звук местами неплохой, но... воды очень много, нет ни метафор, ни ярких образов, мысль, которая худо бедно раскрыта на 10 четверостишиях, можно спокойно выразить на 2 - 4. Глагольные рифмы опять-таки присутствуют в творчестве, а кое-где я даже заметил как одно и то же слово зарифмовано само на себя :)) невнимательность - не является признаком высокого класса. Еще раз - типичнейший пример графоманства, яркий и показательный, можете на нем поучиться. Для начала, старта, быть может и неплохо, но в целом, не стоит на подобное творчество опираться, если желаете творческого роста. Со всем уважением и ответственностью S. Q. Lapp


тот самый комментарий:


* S. Q. Lapp 2009-10-09 20:44:44
Прочитал. Улыбнулся. :) Главное, что молодой человек честен, когда заявил себя под этим ник-неймом на сайте. Задайте себе вопрос: "что называется и является графоманством"? Подумайте хорошенько. И вы придете к очевиднейшему ответу - вот подобного рода творчество. :) Впрочем, ничего шибко страшного в этом нет - видно, что из молодого человека так и лезет "нечто", что поэзией, впрочем, назвать пока опасаюсь, но "вдохновение" - точно. Немного не предвзятой критики, чуточку упорства, и все будет! Будем считать, что старт положен./ З.Ы. Пафоса поменьше, пожалуйста.

За стихотворение голосовали: biorithm: 5 ; dolce: 5 ; RITA: 5 ; Махова: 5 ; maska2006: 5 ; Николь: 5 ;

  • Currently 4.81/5

Рейтинг стихотворения: 4.8
21 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Страницы: 1  2 
  • Махова   ip адрес:217.118.81.22
    дата:2010-11-21 03:12

    а-а-а!
    я сделала это! - прочла!
    ну....что могу сказать....выводы - тоже.....кажется ...сделала))) я все подобного рода труды у Санди читала регулярно, но ЭТОТ - меня....добил)))......как последняя капля .... что ли....))))
    Спасибо!
  • Легионер   ip адрес:178.150.93.172
    дата:2010-11-21 10:04

    Я признателен автору за эту статью.Но,кое с чем могу поспорить.В частности,я о глагольной рифме.Не буду напоминать о том,что и без меня давно известно,Пушкин часто использовал такую рифму.Откройте "Евгения Онегина" практически на любой странице и сами увидите.Я,конечно,понимаю:сравнивать "графоманов"(к коим без всякого стеснения отношу себя) и великого поэта-это абсурд.Но не стоит резко критиковать авторов за это,отбивая у них охоту к сочинительству.Хотя я сам грешен.Бывает произведение на которое я пишу пародию,указывая на ошибки,до такой степени слабое,что так и хочется спросить автора:"Для чего...?Я просмотрел много статей на тему глагольной рифмы,и решил для себя так:конечно злоупотреблять ею не стоит,но и "выбрасывть в утиль"еще рано.Для примера приведу всем известные строки:"Виноградную косточку в теплую землю зарою
    И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву
    И друзей позову - на любовь свое сердце настрою
    А иначе зачем на земле этой вечной живу?"
    Прекрасно ведь!Когда с одним автором у меня возник спор,даже не спор,а небольшая переписка по поводу стихотворения,которое ему показалось слишком длинным(его ник Rhen на одном из сайтов).Я ему в ответ написал такое:
    Прислонился я к подушке,
    Надоел немного спор,
    Мне во сне явился Пушкин,
    Я завел с ним разговор:
    "Как длинны поэмы,боже,
    Тяжело ведь так творить,
    Что "Онегина" он тоже
    Должен сильно сократить.
    Автор раб своих творений,
    Краткость надо поощрять,
    Мысль в словесной дребедени,
    Очень трудно отыскать.
    Это не мои догадки,
    То советы от Rhена"
    Мне поэт ответил кратко:
    "Не пошел бы ты с ним на..."
    Я проснулся поскорее,
    Очень свеж и полон сил!
    СОЧИНЯЮ,КАК УМЕЮ!!!
    Кто бы,что не говорил!
    Хотя я согласен с вами на все сто-над произведением необходимо работать."Беру камень и отсекаю все лишнее"-этот ответ приписывают то Родену,то Микеланджело (это не суть важно) когда был задан вопрос:"Как вы создаете великие скульптуры?"
    Так и поэтам нужно брать набор слов,фраз образов,идей,после чего отсечь все лишнее, а потом ощутив вдохновение создать шедевр.Спасибо.Извините за сумбур. PS кстати есть интересная статья,если вы не читали ее,здесь http://rifma.com.ru/Kaganov-3.htm
  • biorithm   ip адрес:176.194.0.157
    дата:2013-09-10 00:34

    Огромное спасибо за статью - большую работу проделали, детальный анализ; и начинающих авторов поддержать сумели, и нимбы сбить тоже получилось ))
    Хочу добавить ещё одну вещь: очень часто сталкиваюсь с тем, что люди воспринимают метафоры буквально. Мало того. Они крошат стих, вырывая эти многострадальные фразы из контекста, глумятся над ними, а иногда даже начинают искать в них повод, чтобы привлечь автора к уголовной ответственности за нанесённое лично им оскорбление (я говорю не конкретно об этом сайте и своих сочинениях, а вообще). То ли это просто человеческая неадекватность, то ли отсутствие воображения и фантазии. Многие, например, уверены, что стихотворение Лермонтова "Парус" написано о парусе
    Критики, почему-то, в большинстве своём в отзывах любят анализировать тему сюжета, а не форму, стиль, и строение.. Или сразу нападать на только что родившегося поэта с ремнём и криками "Это уже было! Так не пишется! Здесь не то! Тут вообще кошмар! Удали, не позорься! Нет рифмы! Банальщина!" - да, это отрезвляет, ... но и стараться поднять уровень уже не хочется, ибо отбили желание нетактичностью.
    Многие авторы действительно борются за количество, а не за качество: ошибок море, зато пять стихов в день. А комментарии настолько однотипны и ровны в оценке, что автору трудно разобрать - лесть это, или правда понравилось и опус удался. И куда дальше двигаться - непонятно.
    А со стороны замечаю, что так называемые "битвы" авторов не только раздражают, но и рождают местами замечательные поэтические мысли и стихи.
    Ещё раз благодарю за поднятую тему. Приятно, что есть кто-то, кто направляет в нужную сторону, подобрав нужные слова.
Страницы: 1  2