Автор: Евген
Рейтинг автора: 1 322
Рейтинг критика: 12 399
Дата публикации - 11.08.2013 - 09:25
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.1
| Дата: 10.10.2012 - 09:02
Рейтинг 4.5
| Дата: 11.07.2012 - 11:24
Рейтинг 3.7
| Дата: 27.08.2013 - 09:04
Рейтинг 4.8
| Дата: 04.02.2013 - 12:33
Рейтинг 4.9
| Дата: 26.09.2012 - 22:32
Рейтинг 4.4
| Дата: 21.05.2012 - 18:18
Рейтинг 4.7
| Дата: 30.11.2012 - 16:47
Рейтинг 4.8
| Дата: 23.07.2012 - 09:19
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

ТАЙНА ВЕРЫ ВИКТОРА ЦОЯ (Бог и рок-культура 80-ых)

Совсем скоро исполнится 23 года со дня трагической гибели Виктора Цоя. Эта статья - дань его памяти...

…Эй, а кто будет петь,
Если все будут спать?
В. Цой «Легенда»

Процитированные слова из песни Виктора Цоя отражают его жизненное кредо. Он выбрал для себя путь последнего героя, и этим героизмом отмечены все (или почти все) его песни. Но наша цель не в том, чтобы создавать Цою образ этакого меланхоличного супермена в черном. Между прочим, такой образ уже создан (им самим и его поклонниками). Наша цель – разобраться в его творчестве и найти там ростки веры и стремления Виктора к трансцендентному. Еще одна цель нашего путешествия в 80-ые – обнаружить настоящий, а не сфабрикованный, облик этого популярного певца. Опять же, через его песни, увидеть его мечты, желания, его видение реальности, его сомнения и его веру. Нам нужно помнить, что, задаваясь такими целями, мы вторгаемся в сферу глубоко личную, даже интимную. И если бы эти песни не звучали на публику, то вряд ли нам удалось бы найти оправдание такому копанию в прошлом погибшего человека. Но Виктор писал песни для других. В них он открывал себя, свою душу. Это опасно, так как тебя могут не понять, плюнуть в душу, разбить хрупкий сосуд доверия. Однако, Цой не боялся обнажить свои внутренние коллизии. Наверно, он просто верил в людей, в то, что еще осталось на свете Добро и Понимание. И в то, что в мире есть еще герои.
Он родился «на стыке созвездий», 21 июня 1962 года, в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича. Был обыкновенным парнем, как и все. Как и все, увлекался музыкой, гитарой, роком, И черный цвет, который Виктор так любил носить, вовсе не его «фишка». Так одевались все в то время. Это был цвет рока, цвет целой эпохи из жизни. К тому же, это был цвет внутреннего мироощущения тех подростков, которые сидели «на хатах», тянули пиво (или теплое вино) и делились друг с другом новыми откровениями в виде песен. Цой учился в художественной школе, потом в ПТУ по специальности «резчик по дереву». Там же была создана первая группа, в которую он вошел, - «Палата № 6». Когда пришло время идти в армию, он обыкновенно (как делали многие в то время) «откосил» - лег в психиатрическую больницу и, полежав там, получил «белый билет». Скорее всего, именно об этом периоде своей жизни он споет в песне «Транквилизатор»:
«…Камни врезаются в окна, как молнии Индры,
Я нахожу это дело довольно забавным,
Ты понимаешь, что мне было нужно развлечься,
Мне надо чем-то лечить душевные травмы…»
После «Палаты № 6» были еще проекты: «Гарин и гиперболоиды», затем «Кино». Цой и его товарищи записывались на «самодельных» студиях, в квартирах, используя такую же «самодельную» аппаратуру. Известность придет потом. А пока Виктор пробует себя, слушает других, пьет пиво и «базарит» на кухне («… я люблю кухни за то, что они хранят тайны») с друзьями на философские (и не очень философские) темы.
Вообще, 80-ые – это уникальное время, как в истории нашей страны, так и в истории рока. Это время, когда оформилось окончательная неудовлетворенность существующим политическим строем, когда намечались сдвиги в советском мышлении, когда людей после 70-летнего вакуума стало тянуть заглянуть в сферу духовного, религиозного, когда назревали перемены. Цой очень хорошо отразил эти настроения в песне «Мы ждем перемен…»:
«…Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен –
Перемен! Мы ждем перемен!»
Конечно же, рок и весь рокерский «бомонд» не мог остаться в стороне от происходящего. Песни тех лет – это отражение той реальности, того, что происходило вокруг. В них неудовлетворенность старым, отжившим, но еще определяющим течение жизни порядком. В них страсть к новому, пусть даже вызывающему сомнение, но – новому. В них – тот самый заядлый, рокерский и панковский, нигилизм. В них – надежда и сомнение.
«…Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе – так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять».
Однако, жизнь есть жизнь. И Виктор, в какой-то мере исповедовавший подчиненность заведенному жизнью порядку (не порядку политическому и идеологическому, а порядку жизни), сходится с девушкой по имени Марианна. Они были знакомы с 1982 года. Она даже какое-то время была администратором молодой рок-группы, над чем Цой очень шутил. 5 августа 1985 года у них рождается сын, которого они называют Александром. Каждый отец хочет, чтобы его ребенок стал продолжением его, отцовской, души. Виктор не был исключением. Он пишет трогательную лирическо-юмористическую песню «Саша», которую посвящает сыну. И в ней находится место для главного жизненного кредо самого Цоя, которое он хочет передать сыну. В песне перемешаны характеристики Цоя-младшего и Цоя-старшего.
«Саша очень любит книги про героев и про месть,
Саша хочет быть героем, а он такой и есть.
Саша носить шляпу, в шляпе – страусиное перо.
Он хватает шпагу и цепляет прямо на бедро.
Мастер слова и клинка,
Он глядит в свою ладонь.
Он пришел издалека
И прошел через огонь…»
Вообще для творчества Цоя характерен набор определенных образов, которым он никогда не изменял. Главным героем его песен был романтический Путник – Человек, который «пришел издалека» и движется в необозримую даль, «оставляя земле лишь тень». Порой Путник не знает, куда приведет его путь, по которому он идет, а порой его цели достаточно четко обрисованы. Главные спутники «прогулки Романтика» – ночь, дождь и одинокая звезда. Надо сказать, что «последний герой» в его песнях всегда одинок, но это одиночество человека, который не сторонится от общества, это одиночество, порожденное слишком высокой целью. Путнику даже нравятся люди вокруг, он доверяет им, хотя порой среди них попадаются глупцы и подлецы. Но Путник выше всего этого. Он идет к далекой звезде. Может, поэтому содержание песен Цоя колеблется от иронии над жизнью до ее самых философских глубин.
«А жизнь – только слово,
Есть лишь Любовь, и есть Смерть.
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А Любовь стоит того, чтобы ждать…»
Цой задает вопросы этой жизни, и сам же на них отвечает. Отвечает, как умеет, как видит. Как научила его жизнь. Его не удовлетворяет черно-белое объяснение происходящего вокруг. Цой, как и все рокеры, не терпит навязанного мнения. Он хочет сам во всем разобраться. Поэтому он ищет «свой цвет».
«Есть два цвета – черный и белый,
А есть оттенки, которых больше,
Но нам нет никакого дела
До тех, кто – черный, кто – белый,
Мы – дети проходных дворов –
Найдем сами свой цвет…»
В этом-то и заключается тайна успеха Виктора – он нашел свой цвет, и не только свой, но и цвет своего времени. Виктор и его современники стали началом «Поколения X». Конечно, тогда еще не было кабельного телевидения и Интернета, но Цой со своими товарищами досыта хлебнули взрывной детской преступности, наркомании, ранних половых связей, подростковой беременности и т. д. В общем, он стал своего рода рупором мыслей и устремлений поколения, которое было истерзано глубокими внутренними конфликтами, эмоциональными и физическими травмами, бессмысленностью жизни и жаждой трансцендентного. Он выразил это в песне «Безъядерная зона»:
«В этом мотиве есть какая-то фальшь,
Но где найти тех, что услышат ее?
Подросший ребенок, воспитанный жизнью за шкафом, Теперь ты видишь солнце, возьми – это твое. Я объявляю свой дом безъядерной зоной…»
Молодым отчаянно хотелось вырваться из тисков банальщины и серости, в которых они выросли. Им хотелось прорваться «на ту сторону», о которой они слышали от Джима Мориссона из группы «Дорз» (Двери), пластинки которой нелегально распространялись в бывшем СССР. И такие настроения граничили порой с жаждой уничтожения или равнодушно-презрительным отношением к прежнему поколению и его порядкам. Цой обозначит эти настроения в песне «Дальше действовать будем мы»:
«Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы потеряли невинность в боях за любовь.
Нам уже стали тесны одежды,
Сшитые вами для нас одежды,
И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше,
Дальше действовать будем мы…»
А в это время в Советском Союзе полным ходом шла перестройка, стала набирать силу гласность и свобода слова. Бывшие панки, хиппи и рокеры – в общем, все маргиналы – вышли, наконец, из подполья на долгожданную свободу. Но для некоторых из них эта свобода стала гибелью. Дело в том, что рок, как, в принципе, и все российское диссидентское движение, мог нормально жить и функционировать только в условиях подполья и запретов. Когда дали свободу и разрешили все, самая важная функция, за которую рокеры стояли как за святое, - бунт против существующего порядка, протест – сразу потеряла свою силу.
Однако, Цой продолжал быть популярным. Почему? Он сам отвечает на этот вопрос в одном интервью:
«…Нам за честность могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают…»
Несмотря на то, что перемены, о которых он пел, произошли или происходили, Цой внутренне оставался тем же самым Путником, смотря на этот мир как бы со стороны, взглядом наблюдателя. И именно этот взгляд наблюдателя давал ему возможность быть максимально честным и искренним в своих песнях. Еще один секрет Цоя: он пел только о том, что сам переживал, что проносил через свое сердце. Сегодня, к сожалению, многие поют на чужие стихи, музыку, пользуясь чужими мыслями и чувствами. Цой так не мог. Про такое он говорил: «В этом мотиве есть какая-то фальшь…»
В то время было модным в определенных кругах увлекаться психоделическими наркотиками. С их помощью, говорил музыканты, входишь в особое творческое состояние, из образов, приходящих во время «трипа» (путешествия) черпаешь вдохновение для будущих песен. Может, поэтому песни рок-групп тех лет переполнены самыми фантастическими персонажами и идеями. У нас нет прямых доказательств того, что Виктор увлекался наркотиками. Может, и пробовал пару раз, но так и не «подсел». Скорее, он любил «нормальную» беседу на кухне за бутылкой пива (или вина) и сигаретой. Однако, в некоторых его песнях есть образы, которые очень уж явно смахивают на персонажей из наркотических «прогулок»:
«…Три чукотских мудреца твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч, а результат – труда,
Но я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле…
,,,Злое белое колено пытается меня достать,
Колом колено колет вены в надежде тайну разгадать,
Зачем я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле».
Или, например, «собака, похожая на звезду» из песни «Начальник Камчатки». Образ определенно взят из книги Кастанеды, американского антрополога испанского происхождения, ставшего учеником мексиканского мага, «Разговоры с доном Хуаном», которая была в те времена нелегально перевозима с Запада, распространялась из рук в руки и имела бешеный успех. В этой же песне Цой использует выражение «…я искал здесь вино, а нашел третий глаз», которое имеет явную эзотерическую окраску. Может, именно поэтому Виктор называет «Камчатку» (кочегарку, где он работал некоторое время) «странным местом».
Вообще в его творчестве переплетаются мистико-трансцендентные устремления и вполне земной, даже грубый, реализм. Ну, сравните:
«…мы сидим, не дыша, и смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда.
Мы молчим, но мы знаем: нам в этом помог
Троллейбус, который идет на Восток…» -
песню с этакой восточной направленностью, и, по панковски, откровенное:
«…Я гуляю по проспекту. Мне не надо ничего.
Я надел свои очки и не вижу никого.
Эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил!»
Однако, Цой осознает, в общем-то, что и то и другое либо крайности, либо вещи, на которых не стоит заострять внимание, из которых когда-то вырастаешь, как их старых брюк. Возможно, он оценил опыт «битлов» (и не только их), которые обратились за поисками смысла жизни на Восток, и разочаровались в нем. Также для Виктора был неприемлем этот поиск через наркотики (по крайней мере, он видел, к чему это все приводит – психушка, потеря здоровья, смысла жизни, ступор, смерть). Для «последнего героя» такой путь был неприемлем. Да, и панковский нигилизм очень скоро ему наскучил – не всю ведь жизнь бить стекла, драться «с цепями в руках» и поносить никчемную жизнь. Он, как настоящий герой, был выше всего этого. Конечно, это были ступени его жизни, его духовного роста, он должен был пройти через это, чтобы вырасти в своем понимании себя, мира и людей. Но потом он начинает петь совершенно другие по духу песни:
«Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь,
Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь,
Где-то есть люди, для которых теорема верна,
Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,
Под которым дрогнет стена.
Земля. Небо. Между землей и небом война.
И где бы ты не был, чтоб ты не делал,
Между землей и небом война».
Это уже глобальное понимание того, что происходит вокруг. В дальнейшем Цой опять выразит подобные мысли в «Черном альбоме», вышедшем уже после его смерти 15 августа 1990 года:
«Ночью над нами пролетел самолет,
Завтра он упадет в океан –
Погибнут все пассажиры,
Завтра где-то, - кто знает где, -
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры.
Следи за собой, будь осторожен…»
То же самое – песни: «Кукушка», «Муравейник» и т. д. Цой начинает размышлять над судьбами мира, а это характеристика зрелого художника, становящегося мастером. В общем-то, именно таков вектор творчества: от простого описания мира, того, что окружает человека, до метафизики, до космологии, до религии, до Бога. Это заложено в человеке – стремление к трансцендентному, стремление исповедовать какую-либо религию, пусть даже религию неверия в религию. Музыка, как форма искусства, позволяет глубже проникнуть в сферу духа, а, следовательно, и в религиозную составляющую человека. Не секрет, что прежде, чем стать просто развлечением и шоу, музыка играла в истории человечества роль соединения с Высшим началом. Также не секрет, что именно через свое творчество (музыку и тексты) музыканты пытались выразить свои духовные поиски, свое «богословие».
Несмотря на свой городской романтизм, Цой в душе продолжает оставаться Путником. А Путь проходит большей частью вне городов. Цой любит «этот город», но его душа пленена «музыкой волн, музыкой ветра»:
«Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поет свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют ее –
Музыку волн, музыку ветра…»
Для урбанизированной молодежи едва ли не единственным средством стремления к трансцендентному переживанию было – выбраться за город, ощутить слиянность с природой, с ветром, с рекой, со звездами, а значит, с Богом. Ведь и погиб Цой не в городе, а, возвращаясь с рыбалки, с Рижского побережья, куда он очень любил ездить на отдых. Да и во всех его песнях главными образами остаются не городские образы, а именно те, что возвышаются над городом: звезда, дождь, ночь…
«Крыши домов дрожат
Под тяжестью дней.
Небесный Пастух пасет облака.
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней. Ее власть велика.
Тем, кто ложится спать,
«Спокойного сна,
Спокойная ночь…»
И последнее: многие стремятся сделать из Цоя звезду русского рока, пример для подражания, некий идеал. Виктор сказал бы таким: «Наверно, не стоит…» Действительно, он не был идеалом (примером тому служит его развод с Марианной из-за связи с другой девушкой, о чем мы тактично умолчим). Подражать ему в том, что носишь черно-желтые цвета, которые он так любил, тоже бессмысленно (сегодня такое подражание можно легко перепутать с любовью к сотовой сети «БиЛайн»). Если уж чему и подражать, так это направленности его духа, вектору его поисков, которые, если бы он не погиб, привели бы его…
Впрочем, это действительно «тайна веры». Веры Виктора Цоя.


© Е. Павлов, 2006 г.

За стихотворение голосовали: ИВАМАР: 5 ; Алекс Герас: 5 ; YRIY: 5 ; arhangel260671: 5 ; woyser: 5 ; Юlk@: 5 ; Businkamr: 5 ; natalya_Kozireva: 5 ; Гроза: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
9 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Susanna   ip адрес:46.202.99.146
    дата:2013-08-11 10:27

    Жень, спасибо за статью!
  • Евген   ip адрес:83.149.21.207
    дата:2013-08-11 10:31

    пожалуйста... таких людей надо помнить...
  • moya lirika   ip адрес:37.228.106.50
    дата:2013-08-11 10:34

    Наверно в вашей вере есть урок,
    где стихоананизм преподают,
    я вижу не идёт вам вера впрок,
    и не найдёт душа ваша уют.
    Не может человек с простой душой,
    что истину пытается познать,
    насильно с грязью лезть в мирок чужой,
    и человека подло унижать.
  • Гость   ip адрес:85.26.231.60
    дата:2013-08-11 10:44

    Машуль, да брось ты с этим ... даж назвать не знаю как... связываться... Спасибо. солнушко))
  • Гость   ip адрес:85.26.231.60
    дата:2013-08-11 11:06

    это коммент на мой стиш. Причина Машиного коммента.
    -----------
    Евген ip адрес:83.149.21.207
    дата:2013-08-11 09:41
    А... это оказывается Михаил Потапыч))) ясненько... ну ладно, признаюсь, что порадовал... Успехов в стихоонанизме!
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:29

    вообще то я Стику 5 поставил за тот стих))) мне он понравился, и цитата - из него, так что не вижу причин для волнений Мария))) или у вас уже с нервами все так плохо?))) успокойтесь, есть прекрасное средство - настой валерианы))) попейте. Удачи! И кстати в вашем эксе сбой ударения - "душа вашА..." - ай-ай-ай!!!
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:29



    комментарий отредактирован автором комментария
  • Гость   ip адрес:85.26.231.60
    дата:2013-08-11 11:39

    мне твои 5 до одного места, пардон))) а про цитату ты дебилам рассказывай, я пока в своём уме. Жень, не отсвечивай, а... Оно те надо? Мне вот ты ни капельки не интересен. Я и не лезу. Только не надо говорить про правила сайта... типа... каждый имеет право... не дети всё же..
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:43

    и ты попей валерианы,
    о, извращенец, Мишко странный,
    иль онанизмом ты займись,
    но не ломай ты девке жизнь)))

    ...под девкой и онанизмом понимается весь спектр значений, за интерпретацию коего аффтар не отвечает)))
  • Гость   ip адрес:85.26.231.60
    дата:2013-08-11 11:54

    дурашка ты... и неудачник ..)))) всё... молчу. надоел.
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:57

    конечно, молчание в твоем положении - лучший выход из положения))) так что лучше молчи, жуй малинку, бойся медвежьей болезни)))
  • woyser   ip адрес:217.118.64.32
    дата:2013-08-11 11:04

    Занятно.
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:31

    очень...
  • sssos5   ip адрес:109.165.69.122
    дата:2013-08-11 11:24

    не надоело вам ещё это перемалывать?
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:31

    не надоело...
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 11:32

    sssosите графоманские чупа-чупсы!)))
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 12:13

    уважаемые коллеги по цеху, ежели вам так хочется перемалывать косточки неважно кому, лишь бы перемалывать, пжлст идите на... передачу "Пусть говорят", и впредь прошу оценивать и комментировать все творения, исходя из их художественных достоинств, то бишь русским языком, пишите по факту. а не трепитесь о чем (ком) попало! С уважением и всяческим сочувствием, Евген, зрящий югэн
  • arhangel260671   ip адрес:95.135.4.139
    дата:2013-08-11 12:25

    Сильный был человек и настоящий!!! Вечная память Поэту!!! С теплом.С.А.
  • Евген   ip адрес:85.26.234.162
    дата:2013-08-11 12:26

    согласен полностью!))) спасибо!
  • ИВАМАР   ip адрес:158.46.6.229
    дата:2013-08-12 08:07

    Женя, привет! С интересом прочла. Спасибо за память!
  • Евген   ip адрес:83.149.21.87
    дата:2013-08-12 08:42

    Привет! Спасибо! Такое надо помнить!