Лаборатория критика Латунского. По вашим просьбам - "Небесные Дети", автор Санди Зырянова
Уважаемые поэты, по вашим многочисленным просьбам мы сегодня осуществляем разбор замечательного стихотворения «Небесные дети», автор – Александра (Санди) Зырянова.
Надломлен асфальт. Запустение в дворике стареньком.
Тревожно в душе, но вверху, никому не видны,
Небесные Дети пускают воздушные шарики:
Оранжевый – Солнца и с пятнами белый – Луны.
Что в первую очередь обращает на себя внимание в данном четверостишии? В нем ничто не мешает. Хорошо выдержан размер (амфибрахий), выдержаны также рифмы (дактилические в 1-3 и мужские открытые в 2-4 строках). Во всем стихотворении 1-3 строки рифмуются ассонансно, однако ассонансы не грубые и при прочтении слышатся как практически точные рифмы. 5-стопный амфибрахий удачно подобран для данного стихотворения, так как хорошо подходит к его настроению. Поэтому с точки зрения техники стихосложения этот катрен удачен.
Однако читателю, разумеется, интересна не техника в первую очередь. Настроение, создаваемое с первых же строк, – странное, трудноуловимое и тревожащее. Правда, во второй строке прямо сказано: «Тревожно в душе». Однако эта констатация лишь дополняет общий фон и контрастирует с дальнейшими обстоятельствами. «Надломлен» асфальт – непривычно звучит, создает эмоциональное ощущение надлома в душе даже не автора, а читателя. Внешние обстоятельства (надломлен асфальт, старенький дворик, запустение) гармонируют с внутренним состоянием героя и оттеняют то, что «вверху», над ним.
Читателю сразу же хочется задать множество вопросов. Кто эти надмирные «Небесные Дети», как они могут так легкомысленно играть со светилами, почему описание забав с шариками такое мучительно беспокоящее, какое отношение «Дети» имеют к земным проблемам?
Что же говорится об этом в следующих четверостишиях?
Ткань Времени вытерта мелкими злыми сегоднями,
От дома до дома – стена: не пробить, не пройти.
А в небе – морозы, и каждая ночь – новогодняя,
И сыплются звездами в город ночной конфетти.
Техника по-прежнему не мешает восприятию – она не настолько «идеальна», чтобы ее замечали и восхищались ей в ущерб смыслу, но и не портит смысл. В первой же строке необычная находка – слово «сегоднями». Это неологизм. «Сегодня» во множественном числе означает, по мысли автора, сиюминутные обстоятельства, то, что кажется важным прямо сейчас, но не является таковым по глобальным меркам. Поэтому «сегодня» не только мелкие, но и злые: они мешают разглядеть вечность, «ткань Времени». Вторая строка – явная отсылка, аллюзия на Гребенщикова: «Туда, где видна стена и еще раз стена», и смысл ее тот же: наша жизнь – это сплошные и неоправданные стены, возможно, выстроенные «злыми сегоднями». А что же в небе? А там – все те же легкомысленные мистически-детские забавы. «Морозы» – автор, как образованный человек, знает, что чем выше, тем холоднее, а у детей морозы ассоциируются с зимой и Новым годом. Отсюда и чисто детское сравнение звезд с конфетти, развивающее образ светил-игрушек. И задумываешься невольно о могуществе Небесных Детей, хотя видно, что они полностью противопоставлены обыденности…
Все радости ждут, и все просят у жизни-затейницы,
Чтоб именно к ним она стала хоть каплю добрей.
И каждый из тех, что живут, ожидают, надеются,
Когда-нибудь станет одним из Небесных Детей
Все то же построение противопоставления: первые две строки – описание обычной жизни, вторые – описание жизни «небесной». Но если до этого шло описание скорее физических (хотя и символизирующих и ярко характеризующих духовное) аспектов – асфальт, стены, то в третьем четверостишии прямо говорится о чаяниях и мечтах людей. Легким, но явственным штрихом подчеркнута эгоистичность этих чаяний, разобщенность людей: «чтоб ИМЕННО к ним…» И здесь уже размываются границы между земным и небесным: «Каждый из тех, кто живет… станет одним из Небесных Детей».
Автор мог бы прямо сказать, подобно Уайльду, что сад, где гуляют Небесные Дети, – это сад Смерти. Что Небесные Дети – это души. Но не говорит. Потому что метафора Небесных Детей намного глубже и многограннее, это символ всего трансцедентального, духовного в человеке, но и обезличивающего: вдумаемся, ведь человек «живет, ожидает, надеется» ДО ТОГО, как станет «одним из»!
Концовка стихотворения оставляет очень пугающее и беспокоящее чувство. Такое впечатление, что автор всмотрелся-таки в бездну, невзирая на предупреждение, и сумел выдержать ответный взгляд и даже передать его нам. Но выдержим ли мы? Или поспешим перевернуть страницу?
Подобные стихи, имеющие не только хорошую технику, но и глубокие философские корни, необходимо читать вдумчиво и серьезно.
Искренне ваш
За стихотворение голосовали: galay: 5 ; Концевич Валентина.: 5 ; Улыбнись: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; Artur Amirow: 5 ; akilegna1: 5 ; metod63: 5 ; Трофимова Анна: 5 ; RITA: 5 ; Легионер: 5 ; semenytch48: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ; Zalina: 5 ; Махова: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; Октябрина: 5 ; v2810475: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-03-09 00:04
дата:2011-03-09 00:06
дата:2011-03-09 00:27
вероятно нелегко Вам пришлось... зато интересно получилось!
дата:2011-03-09 00:11
дата:2011-03-09 00:11
комментарий отредактирован автором комментария
дата:2011-03-09 00:36
дата:2011-03-09 00:46
дата:2011-03-09 09:17
дата:2011-03-09 09:42
дата:2011-03-09 10:12
Спасибо критику Латунскому, что он выбрал именно его.
дата:2011-03-09 14:02
дата:2011-03-09 14:06
Стих-е действительно оч.замечательное.
дата:2011-03-09 15:24
дата:2011-03-12 02:30
На мой взгляд:
"Небесные Дети пускают воздушные шарики:
Оранжевый – СолнцЕ и с пятнами белый – ЛунА." --- Или авторское: "СолнцА" и "ЛунЫ".
С неологизмами типа "сегоднями" желательно обращаться поаккуратнее. Неужели без них слов в русс.язе не хватает???
"И каждый из тех, ЧТО живут, ожидают, надеются" --- Так все "ЧТО" или "КТО"???
Ваше прочтение данного шедевра – заслуживающая внимания субъективная фантазия. Сомневаюсь, что она точь в точь совпала с авторской закамуфлированностью.