Автор: Латунский
Рейтинг автора: 227
Рейтинг критика: 1 537
Дата публикации - 08.03.2011 - 23:50
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.6
| Дата: 02.02.2011 - 01:02
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Лаборатория критика Латунского. По вашим просьбам - "Небесные Дети", автор Санди Зырянова

Уважаемые поэты, по вашим многочисленным просьбам мы сегодня осуществляем разбор замечательного стихотворения «Небесные дети», автор – Александра (Санди) Зырянова.

Надломлен асфальт. Запустение в дворике стареньком.
Тревожно в душе, но вверху, никому не видны,
Небесные Дети пускают воздушные шарики:
Оранжевый – Солнца и с пятнами белый – Луны.
Что в первую очередь обращает на себя внимание в данном четверостишии? В нем ничто не мешает. Хорошо выдержан размер (амфибрахий), выдержаны также рифмы (дактилические в 1-3 и мужские открытые в 2-4 строках). Во всем стихотворении 1-3 строки рифмуются ассонансно, однако ассонансы не грубые и при прочтении слышатся как практически точные рифмы. 5-стопный амфибрахий удачно подобран для данного стихотворения, так как хорошо подходит к его настроению. Поэтому с точки зрения техники стихосложения этот катрен удачен.
Однако читателю, разумеется, интересна не техника в первую очередь. Настроение, создаваемое с первых же строк, – странное, трудноуловимое и тревожащее. Правда, во второй строке прямо сказано: «Тревожно в душе». Однако эта констатация лишь дополняет общий фон и контрастирует с дальнейшими обстоятельствами. «Надломлен» асфальт – непривычно звучит, создает эмоциональное ощущение надлома в душе даже не автора, а читателя. Внешние обстоятельства (надломлен асфальт, старенький дворик, запустение) гармонируют с внутренним состоянием героя и оттеняют то, что «вверху», над ним.
Читателю сразу же хочется задать множество вопросов. Кто эти надмирные «Небесные Дети», как они могут так легкомысленно играть со светилами, почему описание забав с шариками такое мучительно беспокоящее, какое отношение «Дети» имеют к земным проблемам?
Что же говорится об этом в следующих четверостишиях?

Ткань Времени вытерта мелкими злыми сегоднями,
От дома до дома – стена: не пробить, не пройти.
А в небе – морозы, и каждая ночь – новогодняя,
И сыплются звездами в город ночной конфетти.
Техника по-прежнему не мешает восприятию – она не настолько «идеальна», чтобы ее замечали и восхищались ей в ущерб смыслу, но и не портит смысл. В первой же строке необычная находка – слово «сегоднями». Это неологизм. «Сегодня» во множественном числе означает, по мысли автора, сиюминутные обстоятельства, то, что кажется важным прямо сейчас, но не является таковым по глобальным меркам. Поэтому «сегодня» не только мелкие, но и злые: они мешают разглядеть вечность, «ткань Времени». Вторая строка – явная отсылка, аллюзия на Гребенщикова: «Туда, где видна стена и еще раз стена», и смысл ее тот же: наша жизнь – это сплошные и неоправданные стены, возможно, выстроенные «злыми сегоднями». А что же в небе? А там – все те же легкомысленные мистически-детские забавы. «Морозы» – автор, как образованный человек, знает, что чем выше, тем холоднее, а у детей морозы ассоциируются с зимой и Новым годом. Отсюда и чисто детское сравнение звезд с конфетти, развивающее образ светил-игрушек. И задумываешься невольно о могуществе Небесных Детей, хотя видно, что они полностью противопоставлены обыденности…

Все радости ждут, и все просят у жизни-затейницы,
Чтоб именно к ним она стала хоть каплю добрей.
И каждый из тех, что живут, ожидают, надеются,
Когда-нибудь станет одним из Небесных Детей
Все то же построение противопоставления: первые две строки – описание обычной жизни, вторые – описание жизни «небесной». Но если до этого шло описание скорее физических (хотя и символизирующих и ярко характеризующих духовное) аспектов – асфальт, стены, то в третьем четверостишии прямо говорится о чаяниях и мечтах людей. Легким, но явственным штрихом подчеркнута эгоистичность этих чаяний, разобщенность людей: «чтоб ИМЕННО к ним…» И здесь уже размываются границы между земным и небесным: «Каждый из тех, кто живет… станет одним из Небесных Детей».
Автор мог бы прямо сказать, подобно Уайльду, что сад, где гуляют Небесные Дети, – это сад Смерти. Что Небесные Дети – это души. Но не говорит. Потому что метафора Небесных Детей намного глубже и многограннее, это символ всего трансцедентального, духовного в человеке, но и обезличивающего: вдумаемся, ведь человек «живет, ожидает, надеется» ДО ТОГО, как станет «одним из»!
Концовка стихотворения оставляет очень пугающее и беспокоящее чувство. Такое впечатление, что автор всмотрелся-таки в бездну, невзирая на предупреждение, и сумел выдержать ответный взгляд и даже передать его нам. Но выдержим ли мы? Или поспешим перевернуть страницу?
Подобные стихи, имеющие не только хорошую технику, но и глубокие философские корни, необходимо читать вдумчиво и серьезно.
Искренне ваш

За стихотворение голосовали: galay: 5 ; Концевич Валентина.: 5 ; Улыбнись: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; Artur Amirow: 5 ; akilegna1: 5 ; metod63: 5 ; Трофимова Анна: 5 ; RITA: 5 ; Легионер: 5 ; semenytch48: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ; Zalina: 5 ; Махова: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; Октябрина: 5 ; v2810475: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
18 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • v2810475   ip адрес:109.87.106.114
    дата:2011-03-09 00:04

    Замечательный разбор полета!! Мне очень нравится это стихотворение, как и все, написанные этой поэтесой!!
  • Латунский   ip адрес:212.227.119.160
    дата:2011-03-09 00:06

    Большое спасибо. Это хорошее стихотворение, но в силу его сложной символики его было очень трудно анализировать...
  • Махова   ip адрес:217.118.81.17
    дата:2011-03-09 00:27

    Да ...
    вероятно нелегко Вам пришлось... зато интересно получилось!
  • Октябрина   ip адрес:212.3.132.134
    дата:2011-03-09 00:11

    Стихотворение Санди очень сильные, а "Небесные дети"...даже слов нет....Надо читать вдумчиво, чтоб всё осмыслить...это правда...
  • Октябрина   ip адрес:212.3.132.134
    дата:2011-03-09 00:11


    комментарий отредактирован автором комментария
  • Латунский   ip адрес:212.227.119.160
    дата:2011-03-09 00:36

    Махова: благодарю вас. Это был самый трудный из моих разборов на этом сайте, и я впервые не уверен до конца, что ничего не упустил...
  • Zalina   ip адрес:78.111.250.202
    дата:2011-03-09 00:46

    Чудесные стихи Санди и великолепный разбор.
  • RITA   ip адрес:91.202.86.82
    дата:2011-03-09 09:17

    С большим интересом читаю все ваши разборы.делаю для себя выводы.Правда на практике все применить сложновато.Спасибо.
  • Трофимова Анна   ip адрес:87.252.227.105
    дата:2011-03-09 09:42

    Очень хороший и интересный разбор! И стихотворение тоже замечательное!
  • metod63   ip адрес:109.165.71.138
    дата:2011-03-09 10:12

    Некоторые стихи Санди, особенно впечатляют, это одно из них.
    Спасибо критику Латунскому, что он выбрал именно его.
  • Artur Amirow   ip адрес:82.145.208.147
    дата:2011-03-09 14:02

    Замечательный разбор и потрясающий стих!Спасибо, уважаемый Латунский!Ждём разбора стихов Рыжего Кыся!
  • Валентина Тихоненко   ip адрес:194.11.28.1
    дата:2011-03-09 14:06

    Спасибо, мэтр Латунский, за научение нас умению читать. Ведь из-за этого неумения мы часто пропускаем настоящие перлы. Вы наш падрэ...
    Стих-е действительно оч.замечательное.
  • ttzzttzzttzz   ip адрес:94.29.103.239
    дата:2011-03-09 15:24

    По каким -то причинам я пропустила это стихотворение.Сегодня прочитала его вместе с Вашим анализом. Потрясающий разбор, великолепное стихотворение! Большое, Вам спасибо. Санди, замечательная поэтесса и интереснейший многознающий человек.
  • Улыбнись   ip адрес:178.123.79.12
    дата:2011-03-12 02:30


    На мой взгляд:

    "Небесные Дети пускают воздушные шарики:
    Оранжевый – СолнцЕ и с пятнами белый – ЛунА." --- Или авторское: "СолнцА" и "ЛунЫ".

    С неологизмами типа "сегоднями" желательно обращаться поаккуратнее. Неужели без них слов в русс.язе не хватает???

    "И каждый из тех, ЧТО живут, ожидают, надеются" --- Так все "ЧТО" или "КТО"???

    Ваше прочтение данного шедевра – заслуживающая внимания субъективная фантазия. Сомневаюсь, что она точь в точь совпала с авторской закамуфлированностью.